Больше рецензий

7 января 2011 г. 13:34

346

4

Мир честно пытался сделать всё возможное, чтобы книжка мне не понравилась. Дешёвое издание формата любовного романа с блестящими зовущими буквами "Бестселлер" на обложке. Плохо переведённое название, которое не имеет ничего общего с настоящим и навевает мысли о какой-то Санте-Барбаре. Отвратительная обложка с гламурными шоколадными губками и... Какашкой. Это какашка, а не шоколад, точно вам говорю, ну посмотрите же сами. Упоминание в аннотации "Доны Флор" Амаду — плохой знак, плохой, никогда ссылки на хороших авторов ничего хорошего не сулили. Ну и, конечно, фееричный первый абзац аннотации: "Тите, младшей дочери в семье Де ла Гарса, запрещено выходить замуж. Семейной традицией она обречена посвятить свою жизнь матери. Но страсть уже опалила ее сердце..." Ощущение грядущих унылых любовных страданий и убогих клише на, слава богу, не очень много страниц.

А вот не прошли все эти уловки, книжка понравилась. И, действительно, есть некая аналогия с "Доной Флор", хотя до Амаду тут ещё расти и расти. Совершенно не согласна с теми, кто записал книжку в исключительно "девочковые" произведения (впрочем, туда ведь все произведения, связанные с любовными историями, автоматически вписывают, а оформление книги благоприятствует навешиванию такого ярлыка). Для меня это, прежде всего, была книжка о клетках, из которых люди пытаются выбраться на протяжении всей жизни или сами себя туда загоняют.

1. Рецепты. Пожалуй, это одна из основных причин, по которой сразу же вспоминается "Дона Флор", хотя там рецепты в текст интегрированы более искусно. И, тем не менее, здесь это сделано красиво и со вкусом, на голодный желудок читать становится несколько... Слюновыделительно. Занятно, что один из рецептов не кулинарный, но чем это обусловлено — увидите сами.

2. Магический реализм. Одна из наиболее интересных составляющих романа. В своё время старушка Нача передала Тите кулинарное искусство, но с таким же успехом она могла бы обучать её колдовству и алхимии. Для Латинской Америки кухня имеет большое значение, особенно в военное время, когда еды не хватает, она едва ли не сакрализируется, поэтому Тита со своим алхимическим кулинарным умением сразу возводится в ранг влиятельной ведьмочки, хотя своё волшебство она творит неосознанно. Кстати, сравните ведьм европейских и латиноамериканских: первые всегда варят какие-то тухлые лапки, глаза и прочие какашки (опять обложка!), а вторые варят вкусные штучки и сладости. И какой же способ, например, приворота более действенный — если вас накормят орлиными пятками в болотной тине или ароматным горячим шоколадом? Особенно мне понравилось волшебное освобождение сестры из клетки, когда ту унесло ураганным сексуальным ветром (с прилагающимся конём и Хуаном). Вот это — настоящее чудо и волшебство.

3. Матриархат. Образ матери здесь просто чумовой. Эдакая титановая леди с дикобразьими рукавицами (ежовые явно для неё — лёгкий летний вариант), только благодаря которой вся эта огромная ферма продолжает функционировать без какого-либо мужского контроля. Сцена поведения с офицерами — блеск, истории из прошлого — отличные, пусть и довольно предсказуемые. Ну а то, что и после смерти ей не обрести покой — само собой, смерть не повод отказываться от наставлений дочкам. Кстати, как мне кажется, той дочкой, которая напоминает её больше всего, стала не Росаура, жаждущая повторения семейных традиций, а лихая генеральша бой-баба (причём "бой" в прямом смысле слова).

4. Любовная линия. Слабая. Вот честно, я её даже в расчёт не брала. Искусственная, притянутая за уши, хотя по-латиноамерикански страстная и безумная. Но всё равно в ней не хватает... Логики.

5. Не понравилось. Совсем немного, но всё-таки некоторые недочёты я никак объяснить не могу. 1) Зачем привязка глав к названиям месяцев? Это месяцы разных годов, они редко имеют какое-то значение для сюжета, если вообще имеют, уже есть привязка к кулинарным рецептам, поэтому никакого смысла в них нет. Для придания большего духа постмодернизма? Ерунда какая-то. 2) Если Педро такой весь влюблённый, а Тита ужасно не хочет жить с матерью... То почему бы им оттуда не свалить на крыльях любви, как это удалось сделать другой сестричке? Делов-то. Совершенно нелогично и не объяснено, что они столько лет страдали и томились. 3) Зачем было делать Росауру такой мерзкой? Ей и так больше всех досталось — выдали замуж за мужика, который любит её сестру, не спросив, ребёнка тоже по сути отняли... Она тут едва ли не самая несчастная (если действительно не самая), даже делать ничего не умеет, чтобы топить своё горе в работе, а ещё её делают толстой, страшной, вонючей и неприятной, а смерть — омерзительной. Лишнее это всё, ей и без того несладко.

Итог. Отличный лёгкий роман. До "Доны Флор", повторюсь, несколько не дотягивает, но ему это и не надо. Закройте глаза на предубеждения и попробуйте прочесть.

Флэшмоб 2011, за рекомендацию спасибо veronika_i .

Комментарии


О, отлично) а я предвкушаю его перечесть по поводу того же флешмоба. Лет 10 назад читала, что ли


Да, за время этого флэшмоба многие столкнутся с Эскивель. Удач)


Мерси) Но за десятилетку я успела полюбить дону Флор и Гуляку, так что теперь мой взгляд критичен и остр!


Все разложено по полочкам:здесь-слюни,там-какашка. TF,ваша стезя-паталогоанатомия. Задумывались ли вы над этим? %-)


Мне поздно уже менять профессию и переучиваться. Удовлетворюсь безжалостным потрошением курёнков на кухне.


Я думала, что одна такая с обложкой. Даже в руки брать страшно.


У всех такая... Фууу...
У меня ещё книжка в мягкой обложке, потёртая, неяркая, там натуральная какашка.