Больше рецензий

1 августа 2017 г. 19:41

4K

2.5 Сословный роман

пахоруко собрала свои вещи

Вот твою ж через колено. With slow and fumbling gestures she gathered together her things. Неуклюже. Словосочетание значит - неуклюже!!! Что такое пахоруко??? Руки из паха? Эвфемизм для слова "х..во"? Эти вот попытки переводчика в 19 век заставляли дёргаться как ужа на сковородке. "Дочка помещика" - вот раз двадцать так обозвали дочку сквайра. Вот всё ждала, когда про сходящего с ума сына хозяев Родерика (привет, Эдгар По!), скажут "тронувшийся барчук". Не надо превращать английское произведение, произведение, которое всеми силами пытается в английский прононс, в что-то, что было краем надсознания уловлено на предметах русской литературы! Тем более, это не 19 век, а 40-е годы двадцатого! Плюс не существовало даже в русской литературе таких словей! Не надо так пахоруко относиться к работе!

Обсуждать переводчика можно долго, можно даже своим детям (если они у меня когда-нибудь будут) завещать продолжать обсуждать "простецкий" говор прислуги (Господи, так говорят крестьяне исключительно в пародиях Ильфа и Петрова на писателей-деревенщиков и на кой чёрт доктору сороковых вкладывать слова типа "помстилось", "супружница" и (ааааааа!) "буровить чепуху"?), на то, что в диалогах упорно употребляется "вы", хотя собеседники обращаются друг к другу по имени, по сокращённому имени... Но постараюсь вернуться к книге. Пока же у меня в тэгах появилось новое слово для обозначения некоторых переводов - #Злобный_Пахорук.

Ну а теперь к делу.

Только закончилась Вторая Мировая. Нет больше Старой Доброй Англии. Даже той, что образовалась между двумя войнами - Англии джаза, жизни, удовольствий, которые подарила послевоенная свобода и ощущение, что да, миллионы погибли, но мы-то продолжаем жить. Вторая Мировая оказалась более иссушающей в плане ресурсов, нанёсшей большие разрушения. В старом, разрушающемся доме живёт остаток семьи Айресов. К служанке Бетти (а это единственное, что осталось от былого великолепия) вызывают доктора Фарадея, который зачарован всем - домом, семейством. И он становится у Айресов частым гостем.

Но постепенно слова служанки "В доме очень не хорошо" начинают сбываться. Пригласив к себе старшего сына Айресов Родерика, доктор Фарадей во время истерического припадка парня (вы как хотите, а я их в это время с удовольствием пошипперила и уверена, что Уотерс тоже, благо в теме она шарит) выясняет, что в доме поселилась злая сущность. То, что будет впоследствии названо "маленький незнакомец".

Что происходит в этом доме? Является ли "маленькой незнакомец" реальной сущностью или это лишь призрак прошлых времён, который размашистыми взмахами косы сметает все остатки прежних времён, включая прежних аристократов? Старая Добрая Англия умирает. Она становится Новой Англией. Англией Рациональной. Современной. И под ноги нового мира всегда падает мир старый. Это не просто падение дома Ашеров, вызванное невозможностью справится со своими скелетами. Шкафы у Айресов распахнуты, но новый мир, жадно глядящий на прекрасные парки, на модернистские усадьбы, хочет стать частью старого мира. Только чуточку усовершенствовать - перестроить дома. Вырубить вековые деревья. Высушить пруды и запереть воды в водопроводные трубы. Старая классовая система рушится, здесь новый гегемон!

Книга, которая сначала у меня шла с оценкой "твёрдая пять", постепенно начала разочаровывать. Всё меньше было психологии, всё меньше социального противостояния, постепенно из социальной книга становилась готической, всё больше было о "незнакомце", а не о мире вокруг.

Само поведения доктора Фарадея рядом с истерящим Родериком было странным. Более чем. Это одна из вещей, которые мне тяжело воспринимать в книгах. Так как повествование идёт от первого лица и никогда тебе не даются намёки, что произошедшее нарушает понятия нормы, читатели верят на слово, что всё окей, хотя странность зашкаливает. После того, как Родерик сознаётся в том, что в доме обитает призрак, а доктор Фарадей уверен, что это лишь галлюцинации, пережившего на войне посттравматический синдром парня, какая реакция верная? Реакция - давай же выясним. что надо призраку! Проведём эксперименты. Докажем, что призрака видишь не только ты. Ах, только ты? Роди, но ты не думал, что никаких призраков может не существовать? Я тебе верю, но надо исключить все возможности для сомнений, ты пройдёшь обследование, просто обследование... Так поступил бы любой врач. Но Фарадей вдруг начинает орать: да ты пзих, в пзихушку тибя! И, кстати, тут ещё проблема. Да, должны признать психом человека два врача, но они оба должны быть психиатрами. А доктор общей практики Фарадей, щедро разбрасывающийся диагнозами, тут сильно мне портит реалистичность происходящего. И, прежде всего, тем, что на его нервные диагнозы (а он даёт их каждому, кто видел призрака, настолько часто, что становится очевидно - призраков он боится раз в миллион больше, чем другие, потому только неверие и помогает ему), реагируют психиатры, хотя должны были бы облить Фарадея моч... презрением: "Да что этот сельский выскочка о себе и своих знаниях мнит!" Да и вообще поведение доктора, когда он все тайны, не исключая врачебных, несёт первым встречным, сразу заставляет ощутить в нём не столько "ненадёжного свидетеля", сколько "до ужаса отвратного персонажа".

Ну и дальше мы продолжаем получать готический ужас. И много переживаний. Да, переживаний вполне себе хорошо выписанных. Но тех, на которые я не подписывалась. Самым интересным в готическом романе является расследование, что это за призрак и как с ним бороться. В социальном - взаимодействие разных людей. Когда же мне не дают социального романа (максимум - докторский бал, куда Фарадей пригласит дочь Айресов Каролину), но и вместо готики мне дают якобы "реалистичность" - "не будем ничего выяснять и всё спишем на безумие", мне становится сильно не по себе.

Я могла бы больше сочувствовать невзгодам семьи, если бы все они сходили от социальных причин. Если же причина привидение, то покорность судьбе жертв меня всегда достаёт быстро и неприятно. Если же мы берём за объяснение (а чётко вам ничего не разъяснят, хотя для меня и ясно происходящее) реалистичную причину, то есть безумие, то она меня выбешивает вдвойне, так как она 1. ничем не продиктована, 2. однообразна.

Если роман начал с того, что красиво балансировал на проволоке между социальной книгой и жанровой, то кончил тем, что не смог ни туда, ни сюда. И количество бед и несчастий превысило ту норму, когда я ещё согласна сопереживать героям, а не издеваться, вспоминая сентиментальную литературу.

Ребят, вы всерьёз не смогли разобрать, что значила история с "призраком"? Это же очевидно!

спойлер

Само собой, во всём виноват доктор Фарадей. Это именно его желание породило "маленького незнакомца". Он первый, кто услышал, что в "доме неладно" ДО того, как в доме действительно стало неладно. Каролина довольно чётко расписала всю идею с полтергейстом, а Сили добавил: чья-то нереализованная сексуальная энергия присутствует в доме. И это энергия Фарадея.

Уотерс указывает на Фарадея всеми пальцами рук и даже временами пальцами ног. Вроде бы очевидно, что когда Фарадея просят отвечать на дознании и он чувствует себя виноватым, это просто всеми силами подчёркивается, что он убийца. Именно он убил Каролину. Вполне физически. Ему она кричала "Ты!", его она боялась и от него пыталась убежать. Сам Фарадей даже частично помнит произошедшее - как уходил из машины к дому и Каролину на лестничной площадке.

Уотерс тоже не держит язык за зубами: "доктором Фарадеем, который запутается в хитросплетениях их истории, набравшей жути и преобразившей его". Про то же история из послесловия: про девушку из низов, попытавшую скомпрометировать аристократическую семью.

Изначально, если судить по послесловию, именно Бетти должна была стать тем тёмным рассадником. Благо, не забываем, она подросток (именно подростковая энергия запускает полтергейстов, что не могла не знать Уотерс, если занимается этой темой). И тогда бы роман был про то, что семейство, не в силах "потерять идентичность" (фраза из послесловия), то есть приказывать слугам, сама приводит в дом тёмную личность, которая не совершая ничего физически, постепенно уничтожает всех, так как желает "нового мира": хорошо оплачиваемую работу на фабрике, красивые наряды, встречи с парнями. Но потом преступником стал Фарадей. И не правильно считать начало этаким поклоном "Возвращению в Брайдсхед", мол, помню это поместье, когда она ещё было маленьким, сам его на руках качал и памперсы менял. Нет. С самого начала мы получаем факт, что красота поместья поразила Фарадея ещё в детстве. И он настолько захотел им обладать, что разрушил ту красоту, которую украл. И дальше мы видим, как он становится всё более и более одержим поместьем. Ему плевать на обитателей. Он уверяет их хранить поместье, не желая признавать и видеть, как поместье убивает их, высасывает соки. Как только он узнаёт, что кто-то хочет изменить поместье, продать часть, как с этим человеком случаются несчастья.

До некоторой степени несчастья не случаются с Каролиной. У неё отнимают Плута, сделав её более зависимой. Просто для того, чтобы сделать её жертвой Фарадея. Но это верхний слой. Более глубокий: именно поведение Плута напрочь убивает весь возможный роман Каролины с Бейкерским шурином. А Фарадей почти каждого обвиняет в безумии, что само по себе странно. Господи, неужели вы не заметили, как Фарадей ведёт себя на похоронах? Фактически он заставляет девушку согласиться на свадьбу, хотя чётко видит, что физически он ей противен (видимо, тут опять фирменный от Уотерс намёк на женскую гомосексуальность). Никто не будет делать предложение на похоронах. Тем более врач, знающий, в каком шоке пребывают родственники. Мы опять получаем подтверждение подозрению, когда Каролина бросает ему в лицо обвинение, что ему нужен дом, а не она.

И эту тёмную силу, "маленького незнакомца", обозначает Бетти: сила, которая хочет стать единоличным хозяином дома. И именно этот мотив выводит саму Бетти вне пределов подозрений (помимо того, что Каролину стопроцентно убил Фарадей). От того, что она уберёт со сцены Айресов, ей никакого проку. Но Каролина чувствует умиротворение в доме, как только старшие хозяева поместья убраны из дома. Именно потому, что сама Каролина избрана на роль ключа, который даст Фарадею завладеть Хандредс-Холлом, а все конкуренты убраны с дороги.

Разумеется, всё происходит не в сознательной, а подсознательной деятельности противного доктора. На самом деле это роман с остросоциальной подоплёкой. Фарадей осознаёт, что он зря вырвался из собственного класса. Он ненавидит сам себя, как и сказала Каролина. И то, что даст ему смысл цели, оправдает смерть родителей - это обладание Хандредс-Холлом, местом, где его мать была только на правах служанки. Ещё более обобщая, это роман о "новых англичанах", хитрых дельцах, вроде Бабба или Бейкера, которые пришли сменить аристократов, растащить старую Англию на куски. Ну и фарадеях, которые готовы приносить кровавые жертвы своему божеству - понятию о старой красоте, жертвами делая тех, кто эту красоту когда-то создавал.

Моя низкая оценка книге вызвана тем, что ещё со времён его странного поведения с Родериком (см. выше), я поняла, к чему идёт дело. И понимала, что Фарадей хочет изнасиловать и убить Каролину. И когда ему это удалось, у меня это вызвало обиду от несправедливости. Ну и раздражение вызвало дознание. Уотерс, несмотря на знакомство с материалом, сделала глупость: никто не стал бы обвинять верхушку среднего класса в безумии за веру в привидений. Напротив. Эти люди вызывали почтение и вера в привидений так же распространена в аристократических (или в тех, что выполняют роль аристократических в данной местности) семействах, как и религиозность. И издевательство над спиритуализмом было бы равно издёвке над верой в разговор с невидимым Богом или верой в бессмертие души. Вот есть это у Уотерс, увы. Плюс очень не понравились реакции Родерика. Он абсолютно равнодушен во время визита сестры и отказывается вернуться в дом, потому что в лечебнице ему будет безопасней. Но в то же время в эпилоге он бьётся в эпилепсии "Ах, я должен был всех уберечь". Уж что-нибудь одно, дорогая Сара. Либо ему наплевать и он смирился с тем, что мать и сестра должны выгребать как-то сами, либо он говорит сестре "Я вылечился, забирай меня домой", а потом не спит сутками, стараясь таким образом "сдержать злое".

свернуть


Ещё немного из переводчика под финал, чтобы разрушить грустные чары. Самое интересное, что переводчика несёт этак волнами. То несколько глав без попыток изобрести свой язык, а то уже просто чуешь, что абзацы-то пошли эти, как их, разухабистые!
Издеваться я умею только посредством художественного текста. Его текст на мой. Наслаждайтесь! Иначе вы все будете Злые Пахоручки!

Сейчас имение под хорошим приглядом.

- И это смешение слов аристократицких и мещанских, Антон Палыч, вот брат Кондратий соврать не даст, нас вчера всем обществом под лавку роняло! Ну, скажи ещё чё-то на семь копеек!
- Надысь эншанте полное, видать, с вами приключилося!
- Ох, уморил, держите меня, батюшки!

Может заглянем ко мне и дербалызнем?

Когда ты слышишь такое предложение в тюремной камере на двоих, много сомнений закрадывается в твою душу. Но Сол решил, что терять нечего, а звучало всё так заманчиво, что он с достоинством ответил:
- Ну, подербалызим чуток и спать!

Тем более следует хорошенько клюкнуть. Ну, вздрогнули!

Бунше казалось, что в роль двойника своего, англицкого доктора, он вошёл хорошо, но над консилиумом всё больше обретала материальность мысль "Живьём брать демонов!"

Миссис Айрес схудилось?

Так как перевод он писал не ручкой, то приходилось покусывать не кончик ручки, а край клавиатуры. Переводчик искал хороший синоним слова "поплохело", само слово "поплохело" было ладным, отвечало стилистически образу персонажа, но так же никто не поймёт, насколько переводчик ХОРОШ! Постепенно он обратился к новоязу. В голове вертелись слова на буквы "ху".

Подле колеса что-то зашебаршило.

А потом как пошло кулуениться и аж закандыбакало!

Ветка комментариев


Не! Это бы означало, что рукам на всё похер. А пахоручка - это вот такие руки, которые растут из паха! И этот образ человека-краба мне так нравится!!!


Веселый человекокрабик))


И руки пахнут!!!))


)))))))) защем ты про это сказала!


В термине об этом сказано, не могу молчать!))


эээх и как после этого пить чаек с плюшками?)))


Представлять себе не людей, а крабиков! Маленьких, красненьких, держащих кафе "Красти-краб"! А что-то пахнущее - не представлять!)