Больше рецензий

27 июля 2017 г. 01:03

358

5 Работа, работа, уйди на Федота…

…и далее по тексту народной приговорки. И хотя, скорее всего, Магнус Миллз, автор « В восточном экспрессе без перемен», не знаком с русским фольклором такого типа, наш читатель обязательно вспомнит и «про Якова, и про всякого». Но обо всем по порядку, пусть и несколько в художественном (или не очень) беспорядке (уж простите за тавтологию).
Мне всегда казалось, что книги, написанные от первого лица, ничем плохим закончиться не могут. Ну вот действительно, не напишет же лирический герой о себе что-то типа «Я умер» или «Меня убили». Как-то выдыхаешь счастливо на первой странице, теша себя надеждой, что у главного героя все будет хорошо, несмотря на столь мрачные аннотации. Конечно, имеются исключения («Я убит подо Ржевом» Александра Твардовского или «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза, где не все так просто). Но нет, Миллз не такой. Он словно наблюдает за читателем, высматривая, когда же переполнится чаша терпения.
Читала, испытывая смешанные чувства – жалость к главному герою и желание тюкнуть его чем-нибудь по голове, чтобы вернулся в реальность и поступил как настоящий мужик. Последний раз я так плевалась, костя на чем свет стоит Филипа, главного героя романа «Бремя страстей человеческих» (Сомерсета Моэма), не единожды наступавшего на одни и те же грабли.
Сюжет в принципе прост: главный герой – турист - чуть задерживается в кемпинге и любезно откликается на просьбу хозяина помочь ему. И еще на одну просьбу. И еще на одну. И еще, и еще. Просьбы превращаются в указания, затем в приказания. И уже пора бы послать к черту все любезности, но нет. Снежный ком нарастает, угрожая превратиться в лавину и смести все на своем пути, но финал не оправдает ваших надежд, не ждите. Все останется как прежде, хотя явится тот, кто все разложит главному герою по полочкам и продемонстрирует, как можно и должно себя вести.
Поначалу главный герой (блин, я даже не запомнила, как его зовут, хотя…а было ли имя?) мне показался симпатичным. О, турист! Сама такая, и всегда с удовольствием читаю о тех, кто идет, бредет, сплавляется и покоряет. И, как и он, люблю поработать. Но с каждой страницей отношение потихоньку начинает меняться. Формулировки «обманывают простачка», «наживаются на его готовности помочь» сменяются другими, самая нежная из которых - «соберись, тряпка». И уже кажется, что жители поселка ждут гнева праведного не мистера Паркера, а моего. Ох, Миллз, вот умелец!..
А к концу повествования понимаешь, что ничего страшного, в принципе, не произошло. Есть поселок, в котором свои устои и традиции, где денежные отношения из-за близкого знакомства друг с другом заменены кредитно-доверительными. Один держит у другого в сарае сено, другой отправил к третьему свой грузовик на постой. В местных барах наливают в кредит. Все друг про друга все знают, причем раньше, чем сам обсуждаемый. И да, тут любят и умеют поработать. В принципе, тот, кто родился и жил в сельской местности, не удивится такому раскладу. Так оно и есть, описано очень точно.
Несмотря на некую завесу тайны, мол, мистер Паркер ох как рассердится, хозяин кемпинга не переставал меня удивлять. У него нет ни минуты свободного времени, а список того, что он умеет делать своими руками, я перечитывала в наслаждении трижды. Если бы бог работы существовал, он бы выглядел именно как мистер Паркер. И как любой бог он гневается, влияет на погоду (ну, или очень хорошо ее знает в этой местности), помогает и спасает, заключает пари, злится, когда его отвлекают по мелочам. И, как положено небожителям, живет в высоко построенном доме, куда вход обычным смертным запрещен. Единственное, что меня лично спасло от зачисления в секту поклонников бога работы, это его имя. Прочитанная в свое время книга Янна Мартела «Жизнь Пи» сработала на ассоциацию: Паркер – тигр, с которым опасно находиться в одной лодке. К слову, догадку подтвердила и история с молочником и мороженщиком в одном лице Дикином, выступившим пусть не против, но наперекор мистеру Паркеру. Исчез пусть не в морской пучине, но в водах озера, и его исчезновение, можно сказать, осталось незамеченным даже для следствия.
Оценка истории главного героя после прочтения романа до конца уже не кажется столь очевидной. Посудите сами: ездит турист на мотоцикле туда-сюда, неприкаянный, нет определенного места жительства и семьи. Что заставляет его бродить по свету? Уж не одиночество ли и поиск дома? Наверное, каждый из нас мечтает быть кому-то нужным, и это скрытое желание у главного героя осуществилась во многом благодаря (вот он – правильный посыл автора) умению и желанию работать. Он и швец, и жнец, и на дуде игрец. К слову, вспомните того же многострадального Дикина – он исчез, когда перестал быть нужным обществу. А нашему туристу везде рады – каждый знает, какая роль определена новому жителю поселка. И он в знак благодарности за то, что обрел дом, продолжает трудиться (причем в собственное удовольствие) во благо общества, которое его приняло за своего. В самом деле, ну не набитый же он дурак не понять, когда прожженный жизнью Марко (Поло?) открывает ему глаза на реальный ход дела? Нет, просто такая правда его не устраивает, потому что она уже не вписывается в представление об обретенном доме. Помните, как у Пушкина: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!».
Читается роман легко, но при видимой легкости есть в нем что-то особенно притягательное, подталкивающее к серьезным размышлениям о доме, работе, окружении и счастье. И хотя финальная интрига известна, обязательно перечитаю спустя время эту замечательную книгу. Спасибо издательству «Додо Пресс» за возможность получить на мою полочку «В восточном экспрессе без перемен»в рамках бесплатной раздачи.