Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

26 июля 2017 г. 08:10

1K

5 О трансформациях.

Великая доброта пронизывает его книги - он не делал ее своей литературной платформой или программой, она была естественной окраской его таланта.
Набоков "Лекции по русской литературе".


Короткие юмористические рассказы Чехова можно читать во всякое время. В детстве, ухохатываясь над помещиком из "Дочери Альбиона", который рыбачит с английской гувернанткой своих детей и не умеет объяснить, для чего ей нужно уйти или отвернуться - крючок его снасти зацепился за корягу и надобно влезть в воду, чтобы отцепить, а прежде раздеться донага. Подростком с "Жалобной книгой" "Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа". И совершенно невообразимая вещь - первое место в моей личной табели о рангах на все времена "Письмо к ученому соседу": "Если бы мы происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам Цыганы на показ и мы платили бы деньги за показ друг друга". А есть ведь еще "Драма", помните? Дама-литератор пришла к писателю и мучает его чтением своей восьмиактной пьесы: "Присяжные оправдали его"

Для всего свое время и место, позже придет и для грустных чеховских рассказов, и для его повестей, и для пьес. Не полюблю их на театре, по мне лучше читать чеховскую драматургию. Не знаю, почему, такая аберрация. А повести его невыносимы. Наверно что-то личное, в чем если и интересно покопаться, то на досуге и в одиночестве. Хороши, не понимать этого невозможно, но такой запредельной тоской наполняют, таким окончательным неотменимым отчаянием, что никаких человеческих сил жить, прочтя. Да здесь и не о них. Тут даже не о рассказах Чехова, как обозначила в заглавии. О трансформации отношения к нему на протяжении жизни.

Вот совсем детство, "Каштанка", мамино: "А написал для тебя эту книжку Антон Палыч Чехов, он был врач, лечил детей. И надолго Чехов - добрый доктор Айболит в пенсне. Школа почти не меняет этого святочного образа, только добавляя подробностей: Таганрог, невыносимость провинциальной жизни, необходимость бороться с бедностью,

"Краткость - сестра таланта",
"В человеке все должно быть прекрасно",


"Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба".

Тот же доктор в пенсне, но судьба его, оказывается, не была такой уж безоблачной. И вот это "выдавливать из себя раба" - оно ведь о многом способно сказать тому, кто понимает; кто не числит себя среди безусловных лидеров, но и упиваться уничижением по достоевскому типу не хочет. Держаться с достоинством, не терять лица. Значит, он знал, что это такое. И добрый доктор превращается в хрупкого интеллигента, которого походя может задеть хам.

Выходит слабость? Да нет же, он не может быть слабым по определению. И Чехов надолго застывает в этой непонятной временной субстанции: не прежний супергерой и друг всех детей на свете, но и не слабак. А потом статья где-то на сетевом ресурсе о многочисленных поклонницах Антона Павловича, которых его циничные (и, как водится, безнадежно влюбленные в предмет исследования) чеховедши прозвали "антоновками". Он ведь бы красавец, Чехов. И высок ростом. и обаятелен. Что ж странного, что был окружен женским обожанием? Стереотипы ломаются со скрежетом: "Вона вы каким были, - тянешь в замешательстве, не умея определиться с отношением, - Сердцеед и герой-любовник!"

И в этом кренящемся. распадающемся на куски, утратившем целостность мире, одним из столпов которого был Чехов с его безусловной добротой (ты это чувствовала, не пытаясь облечь в слова), он вдруг предстает холодным циником, неужто "Ионыч" с его пахнущими "духами и уксусом, и ладаном, и ворванью" бумажками? Какое счастье, что есть набоковские "Лекции по русской литературе", которые вернули мне доброго доктора моего детства. С поправкой на ветер, до ураганного, который вместили прожитые с первого знакомства сорок лет, крушение империи, многие кризисы, локальные и глобальные.

Он строил школы для бедных. Четыре(!) школы. Добывал средства, сам вникал во все подробности и контролировал ход работ: подрядчики. планы, стройматериалы, до изразцов и печных заслонок - каторжный труд. И вел в своем имении прием больных крестьян из соседних сел. По тысяче человек в год случалось принимать по свидетельству его сестры, работавшей фельдшерицей при докторе. Не беря платы, да еще наделяя лекарствами. А в Ялте фактически взял на себя заботы целого врачебного ведомства, бедные чахоточные больные ехали туда, случалось, без копейки денег, зная, что в Ялте Чехов, он позаботится, поможет, устроит.


Да это подвижничество, господа. Не откажу себе в радости закончить еще одной цитатой из Набокова:

"Одно то, что такие люди жили и, возможно, живут и сейчас где-то в сегодняшней безжалостной и подлой России - это обещание лучшего будущего для всего мира, ибо из всех законов Природы, возможно, самый замечательный - выживание слабейших".

Комментарии


Он еще Сахалину очень помог: исследование жизни ссыльных, с публикацией результатов - и дальнейшая материальная помощь.


Да, и огромные книжные посылки для сахалинских библиотек. которые собирал, организовывая благотворительные подписки. Об этом Набоков тоже рассказывает. Он вообще умеет находить биографические подробности. касающиеся до любимых им авторов. которые западают в душу читателя. Как с Диккенсом и вишнями, которыми он кормил маленького ребенка, больного водянкой или с Кафкой, писавшим письма от имени потерянной куклы девочке, что плакала о ее потере на улице. До самой своей смерти писал. Кукла якобы путешествовала.


Замечательный был человек :)
Вот только читать его больше не хочу :)))


Я наткнулась на совершенно замечательно прочитанные профессиональными актерами его рассказы недавно. И переслушала, там много, пару десятков, не только юмористические. И после Амфитеатрова, который очень хорошо писал. и на разные темы, и всякое такое, и воспринимался "на ура". Так вот, Чехов оказался так невероятно хорош. Это как смотреть на небо, отраженное в пруду, а потом поднять глаза и увидеть звезды.

Но Письмо к ученому соседу я раз года в два перечитываю, недаром о нем вспоминаю. Просто не могу не перечитывать.


Завидую вам :)
Каждому своё. Вкусовщина :)
(Spell checker предлагает вкусовщину заменить бесовщиной :)))


Ваш Spell checker ушиблен любовью к Булгакову, надполагать. Или уж сразу к Гете.

Вы лучше не завидуйте. а попробуйте послушать. Не обязательно Чехова, можно кого-то другого, кого хочется освежить в памяти. Это классно: занимаешься любыми делами и одновременно читаешь.


Ну вы же знаете, что я слушать не люблю, потому что плохо понимаю на слух :) Да и дел у меня никаких нет :)))

Буду вам тихо завидовать :)


Ну тогда завидуйте (великодушно).


"Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба"


Мне всегда казалось, что человеку так написавшему, очень нравился процесс, но не результат.)))


Мне так никогда не казалось. Я, напротив, думала всегда, что человек, способный сделать такое признание в мире. ориентированном на суперменистость и делание хорошей мины даже при очень плохой игре - человек, наделенный огромным мужеством и независимостью мышления.


Согласитесь, что выдавливание раба не сильно похоже на
...у него было дворянское чувство равенства со всем живущим...
...не прислушивайся, что говорит раб, дабы не услышать хулу в свой адрес...


То и другое - взгляд снаружи, Чехов говорит о человеке, меняющем себя.


Вопрос в том, что в приведенных мной фразах субьект в принципе не ставит себя на место раба, для него это невозможно. Человек выдавливающий по капле, уверен что раба в нем предостаточно и надолго.


"Не ставить себя на чье-то место" и "не быть кем-то" - это не одно и то же и неосознание проблемы не означает свободы от нее. Хотя не означает и того, что она остро стоит на проработке, возможно просто неактуальна для этих людей в данном контексте.


Так в том то и дело, что осознавать нечего. Нет в дворянине раба, его самоосознание состоит в противопоставлении с рабом.
Причем если вы помните победивший пролетариат взял это качество высшего класса на вооружение: Мы не рабы, рабы не мы!


Ваш пример - классический случай неосознания проблемы. Отмежеваться от рабства не значит перестать быть рабом.
Да и формальное дворянство, сколько понимаю. не гарантирует свободы от низкопоклонства перед вышестоящими и заносчивости перед стоящими ниже . понятие снобизма не пролетарскими массами и не трудовым крестьянством изобретено.
Потому красивая максима о дворянском чувстве равенства etc всего лишь очередная удобная фикция, не имеющая под собой реальной основы. Как ни больно вас разочаровывать.


Увы для вас, чувство чести дворянина и/или, скажем, самурая, офицера - это реальность.


Увы?
Скорее - " к счастью".


Бедные бедные самураи! Они умрут несчастными от вашего "счастья" их непонимания.)))


Они умрут счастливыми в полном соответствии со своими понятиями чести и достоинства. И им совершенно безразлично, подозреваю, мое существование на свете, не говоря уж о моем понимании счастья и чести.


Скромность так украшает женщину...)))


Но лучшие друзья девушек все-таки бриллианты.

Я не гонюсь за суетным украшательством. Пусть будет много друзей.))


Вот оно тлетворное влияние Запада!