Больше рецензий

4 января 2011 г. 17:43

143

4

Умеренный, справедливый, аргументированный и непротиворечивый сравнительный анализ некоторых аспектов христианства и ислама. Максимов разбирает глубину христианского и мусульманского понимания таких предметов как: образ рая, понимание греха, природа и предназначение чуда, иерархическое положение женщины.

Справедливости ради, отмечу, что в христианстве рай — это уже разрушенное Адамом первичное духовное состояние человека, так что Максимов сравнивает мусульманское представление рая материальных человеческих радостей (такое же представление за последний век распространилось и в западной массовой культуре) с христианским образом Града Господнего телесно-духовного воссоединения с Богом.

В исламе также отсутствует представление о удобопреклонности ко греху человека в материальном мире — то, что католиками ошибочно называется первородным грехом. Действительно, как можно обвинять новорожденного (как это делают католики) в том, что на нем уже лежит грех, совершенный тысячи лет назад его далеким предком? Но не замечать (как это делают мусульманские богословы) мировой предрасположенности к заболеваниям, к страстям, к отпадению, ко греху в православном понимании — ко греху-болезни — мне не понятно.

Богословская публицистика начальной части книги оживляется историко-биографическим рассказом о двенадцати православных святых VIII—XIX веков, рожденных и воспитанных в исламе и перешедших в христианство на определенном этапе жизни (в качестве ответа на представление о мусульманах как о не обращаемых). А кроме того, в этой тоненькой двухсот-страничной книжечке умещается четыре приложения.

Сравнивать христианство и ислам как религии при желании можно закончить уже на этапе определения слова религия — «religare» на латыни означает «воссоединять» (разорванную связь Бога с человеком) — путь этого воссоединения в плоти и в духе указан в Новом Завете. Великий Ислам, прекраснейшая культура, подарившая миру множество поэтов, ученых, изобретателей и воинов, ограничивается устремлением человека к ветхозаветному раю материальных блаженств, в котором Аллаха можно будет увидать, по словам Мухаммеда, подобно тому, как Луна ночью видится на Земле. Что ж, мне этого мало, я жажду большего...

А для более детализированного диалога с исламом полезно будет прочесть эту книгу. В дополнение к ней, однако, хочется прочесть отдельную книгу подробно разбирающую представления христиан о Господе Иисусе Христе и представления мусульман о Нем же, пророке Исе (Мир с ним).

Комментарии


Не думаю, что у автора (Максимова Ю.) есть богословское образование по исламу. А, следовательно, вряд ли он осознает всю глубину мусульманской религии. Прошу прощения, книгу не читал, и поэтому напишу по рецензии. В исламе рай - это не место "материальных блаженств", а что там, в раю, в Коране все есть - читайте.

Для правильного сравнения необходимо иметь образование по обеим сторонам сравниваемых предметов. Ввиду вышеуказанного, есть сомнения в полезности данной книги. Извините, это мое мнение


Согласен, книга Максимова — книга написанная христианским богословом


Я сначала думал об исламе вообще "суперповерхностно"... Потом немного углубился в эту тему - оказалось, очень интересно. Вообще ВСЕ книги по религии и о религии лучше читать, если автор является богословом, ведь богословие - это такая же наука, как и физика, химия, история и т.д. В ином случае излагается либо поверхностное мнение, либо некомпетентное, либо высказывается такое, чтобы выставить какую-либо религию в нежелательном свете (чаще всего именно ислам), путем выдергивания цитат из священных писаний, а то и просто неправильно переведенную цитату, без знания языка


Не нужно быть мусульманином, чтобы понять ислам. А Юрий Максимов - православный специалист по исламоведению, достойный уважения. Помимо всего прочего он написал прекрасную книгу "Cвятые Отцы об исламе".