Больше рецензий

22 июля 2017 г. 23:33

248

4

Люблю творчество Марии Галиной. Ведь нам от художественной книжки нужно что? В первую очередь - история. А Галина - отличный рассказчик. Гениальный. Сами истории, правда, хоть и неплохие, но не отличные. Традиционно затуманенные развязки делают со мной странную штуку - заставляют забывать рассказ. Ведь читал уже "Андроидов круглого стола", точно читал, но так до конца и не смог вспомнить. Ну как так? Взахлеб летишь по страницам, поражаешься емкости описаний, краткости и точности характеристик, живости персонажей, а через неделю с трудом вспоминаешь о чем читал.
Но все равно обожаю прозу Галиной. Хоть тресни.

Как всегда ее произведения о том, что мир больше и сложнее, чем нам кажется. А точнее, что привычным миром дело не ограничивается, есть что-то еще, оно приходит из-за зыбких границ реальности и тогда может случиться всякое. Галина расскажет, что именно.
Собственно, в сборнике новых рассказов и нет, самый свежий датирован 2015 годом (книга издана в 2017). Это просто такая ретроспектива творчества писательницы, недаром рассказы сгруппированы по темам.
Скажем, в разделе О людях три максимально приближенных к нашим реалиям рассказа, причем "Привет, старик!" на удивление внятен. Он о том, что не надо ныть и искать легких путей, лучше взять себя в руки и жить, а не существовать. Жить с тем, что есть, а не жалеть о прошлом. И какое в этом рассказе нагнетание жути! От развязного Дедмороза до хоррора, которому позавидует Кинг.
Раздел Не совсем о людях - это чистой воды НФ. Все три рассказа достаточно просты, но "Поводырь" и "Не оглядываясь" задели во мне какие-то струны, а вот "Андроиды круглого стола"... Мало того, что я читал и не запомнил, так еще и вторично испытал эмоцию "и что?" Да, потом всплыло в памяти, как я ровно так же недоумевал: что автор хотела этим сказать?
Третья часть Странные истории полностью оправдывает название. Причем, на мой взгляд, эти рассказы лучшие в сборнике.
"История второго брата" объединила в себе кучу сказок, знакомых с детства (включая историю Франкенштейна и его чудовища), причем так ладно подогнанных друг к другу, что читать - одно удовольствие.
"Ганка и ее эльф" - замечательное мрачноватое фэнтези с украинским оттенком, причем, в славянский колорит снова таки без швов встроены эльфы и тролли. Как это ей удается?
"В поисках Анастасии" - довольно удачный детектив. Этакий почти нуар на грани хоррора, хотя ничего циничного, ужасного и сверхъестественного так и не случается, - просто умеет человек нагнетать. Кстати, атмосфера описанного городка напомнила "На тихом перекрестке" Лифанова и Кублицкой , только там она все ж чистая и светлая.
И, наконец, "Дагор" - единственная, вопреки аннотации, лавкрафто-говардовская вещь. Тут и таинственная Африка с заброшенными древними городами, и дагор - разумный паразит, и убийства, и бред и всё такое прочее. Короче, сплошные хребты безумия. Кстати, "Дагор" - самая старая вещь сборника - 2006 года.

Итого: если любите хорошо рассказанные истории, пусть и не все до конца понятные и при этом не боитесь теней в темной прихожей - вперед.