Больше рецензий

bookfriendlyc

Эксперт

Спасибо вам за прочтение!

14 июля 2017 г. 21:58

161

0.5 Околесица культурных традиций

Дик Н.Ф. Культура и традиции мировых религий: Учеб. пособие / Под. ред. П.Ф. Дик. – Ростов н/Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2006. – 232 с. ISBN 5-94004-292-9

Сложившуюся к настоящему времени ситуацию в Российской Федерации можно в целом охарактеризовать как стабильную. Государство сегодня выступает как гарант демократических свобод граждан, и, в частности, свободы вероисповедания. Однако, несмотря на такое положение дел, имеются расхождения между тем, что написано в кодексах законов, и тем, что есть в реальной действительности. Возникающие в связи с этим социальные проблемы, такие как религиозное образование и воспитание, свобода вероисповедания, вопросы межконфессионального взаимодействия, борьбы с экстремистскими религиозными организациями рассматриваются в учебном курсе Н.Ф. Дик «Культура и традиции мировых религий». Структурно книга состоит из предисловия, которое отражает актуальность рассматриваемой проблемы и цель представленного пособия, а также девяти глав, в которых излагаются основные положения мировых религий, и, кроме того, ставятся вопросы о межконфессиональном взаимодействии в России.
В первой главе монографии затрагиваются проблемы религиозного образования в школе и возможные пути их решения. Автор делает вывод о необходимости введения в общеобразовательной сфере специальных курсов о культуре мировых религий и основ православной культуры, приводя в пользу этого аргументы, основанные на нормативных документах Российской Федерации. Такое заключение базируется лишь на анализе законодательства – вполне логично доказывается, что «ущемления прав и свобод личности ученика не произойдет» [С. 13], но рассмотрение проблемы только в правовом аспекте отражает лишь одну ее сторону и делает вывод неправомерным. При этом не дается ответ на вопрос, кем и как такого рода дисциплины должны преподаваться.
Вторая и третья главы посвящены христианской православной культуре, где рассматриваются ее основы, история возникновения, этика, организация православной церкви, традиции и обычаи. Большое внимание уделяется праздникам и приметам в народном православном календаре. Полезными и интересными является описание норм поведения в православном храме, даются рекомендации педагогу по преподаванию изложенного материала. Однако непонятным остается смысл рассмотрения славянского язычества и католической культуры, так как автор не раскрывает значимость их влияния на становление православия в России.
Культура и традиции ислама – центральная тема четвертой главы книги. Автор предоставляет вниманию читателей биографию Мухаммеда, рассказывает о Коране и Сунне как об источниках вероучения, подробно описывает мусульманские традиции и обычаи, дает определения Шариату, Джихаду, мазхабе. Основные положения, мировоззрение и суть ислама прослеживается на протяжении прочтения всей главы, но, не смотря на это, автор не выделяет философию ислама в отдельный параграф.
По похожей схеме описываются буддизм и иудаизм в пятой и шестой главах соответственно. Детально разбирается история возникновения, обряды и традиции буддизма, уделяется большое внимание ламаизму как внутриконфессиональному религиозно-философскому течению. Суть религии, ее основные положения затрагиваются по мере изложения истории буддизма, не выделяясь в отдельный параграф. Грубой ошибкой автора, по нашему мнению, является включение в главу о буддизме параграфа под названием «Индуизм в буддизме», где в весьма сжатой форме описывается только специфика данного религиозного направления; автор не проводит взаимосвязь между двумя конфессиями. Известно, что индуизм является отдельной национальной религией и первоосновой возникновения буддийского вероисповедания: «в основу его (буддизма) взяты многие древнеиндийские ведические учения, подвергавшиеся проверке на практике» . Поэтому описание индуизма как отдельной религии в главе, повествующей о буддизме, с нашей точки зрения, является нецелесообразным. Описывая иудаизм, Н.Ф. Дик подробно останавливается на ценностях, основных положениях и философии конфессии, особое внимание уделяя Танаху и Талмуду – священным писаниям религии. Автор детально рассматривает особенности праздников, традиций и обычаев иудеев, демонстрируя их проявление в семейном воспитании детей.
В седьмой главе анализируются проблемы современных крайних форм воплощения религиозности, ставятся вопросы межконфессиональной толерантности, рассматриваются основные характеристики, особенности, факторы возникновения и последствия религиозно-политического экстремизма, предлагаются возможные способы борьбы с его проявлениями. Говоря о тоталитарных религиозных сектах, исследователь дает четкое определение рассматриваемому явлению, отмечает положения, отражающие его суть, подкрепляя свое мнение данными Международной конференции. Однако Н.Ф. Дик не отмечает авторство А.Л. Дворкина в определении термина «тоталитарная секта»: «особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками» [С. 138]. Ссылаясь на нормативные документы, автор представляет вниманию читателя список наиболее опасных современных деструктивных культов. Особый интерес представляют практические советы, направленные на противостояние воздействию тоталитарной религиозной секты, и, вместе с тем, приводятся темы для дискуссий, которые заставляют задуматься о последствиях деятельности тоталитарных культов.
В восьмой главе приводятся сценарии русских фольклорных праздников «Масленица» и «Пришла Коляда» для учащихся и их родителей. Автором здесь не описывается цель предоставления этого материала, его значимость для данного учебного пособия, в главе отсутствуют введение и заключение, структура раздела состоит из двух изложенных сценариев. Девятая глава предоставляет к рассмотрению подборку федеральных и международных законов и актов в русле регулирования религиозного образования и деятельности религиозных организаций. Такие нормативные акты из различных областей права представляют интерес для исследования и удобны для использования в силу их содержания в одной главе. Однако, не смотря на всю значимость и полезность, информация, содержащаяся в восьмой и девятой главах, имеет скорее прикладной характер и заключается в простом перечислении блоков ресурсов, которые могут быть использованы для исследования или практического применения. Мы считаем, что стилистически ошибочно оформлять материал такого рода в отдельные главы. Изложенная в двух последних разделах информация скорее выглядит как приложение в структуре книги, нежели как глава.
В целом пособие написано доступным для понимания языком, автор приводит интересные факты и справочные материалы, наталкивает на осмысление освещаемых им вопросов. Также можно отметить ряд существенных недостатков. Нам представляется, что название книги не отражает полностью содержание: в заглавии пособия не находят свое выражение проблемы религиозного образования и радикально-политического экстремизма; однако автор достаточно подробно рассказывает о традициях и обычаях всех описываемых им религий. Существенным минусом можно считать отсутствие в книге четкой характеристики многих рассматриваемых конфессий, непонятным остается суть, мировосприятие, специфичность самой религии. Поэтому происхождение и смысл описываемых Н.Ф. Дик обрядов и праздников не складывается в четко осознаваемую картину. Большая часть монографии посвящена православной культуре, однако, в предисловии автор оправдывает такую структуру: «большая часть <...> посвящена основам православной культуры, так как в российском государстве абсолютное большинство населения – представители православной культуры» [С. 3].
Не ясны мотивы включения в книгу анализируемых мировых религий – автор не обосновывает, почему именно православие, иудаизм, ислам и буддизм были отобраны для рассмотрения, а католицизм и индуизм представлены лишь в аспекте православия и буддизма соответственно; остается непонятным, как автором определяется термин «мировая религия». Наиболее часто встречается мнение, что «понятие “мировая религия” <…> относится только к трем религиям — христианству, исламу и буддизму <…> важно подчеркнуть именно то, что христианином, буддистом или мусульманином может стать представитель любой этнической группы» . Соответственно, в представленном контексте автор неуместно говорит об иудаизме и игнорирует протестантизм как одну из ветвей христианской религии.
Существенным минусом рассматриваемого учебного пособия является отсутствие постраничных и концевых сносок, однако автор приводит в конце книги список литературы в количестве 35 источников. Также отсутствуют выводы как по отдельно взятым параграфам и главам, так и заключение в целом, что рассогласуется с указанной в Предисловии информацией, что «каждая глава или раздел главы имеет законченный вид» [С. 4].
Рассматриваемая монография, не смотря на легкость чтения и большое количество практически полезной информации, тяжело трактуется как учебное пособие. Общая логика повествования не прослеживается, изложенные факты не создают общей завершенной картины, аргументов, приводимых как доказательство каких-либо положений по большому счету, явно недостаточно, автор допускает грубые методологические, стилистические и композиционные ошибки. Книга напоминает в большей степени сборник тематических заметок, интересных для прочтения, нежели учебное пособие.

Список литературы
1. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования [Электронный ресурс] / А.Л. Дворкин – М.: Христианская библиотека, 2007. – 816 с. ISBN 5-88213-050-6.
2. Итс Р.Ф. Введение в этнографию [Электронный ресурс] / Р.Ф. Итс. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991 // Археология России ||Библиотека, размещение 07.12.2004 . URL: www.archeologia.ru Обращение к ресурсу 03.11.2007
3. Музафарова Н.И. История религий [Текст] / Н.И. Музафарова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 320 с. ISBN 5-222-05086-6