Больше рецензий

Targos

Эксперт

Очень вредный критик

4 июля 2017 г. 03:21

515

1 Не ожидал такого... Или банальные эпизодики с непонятным (отсутствующим сюжетом) о жизни людей пожилого возраста. Проще - абракадабра старческих дней.

"Город солнца" - произведение знаменитой всем Туве Янссон, которая подарила нам замечательные истории про муми-троллей. Только для этой книги была выбрана совсем недетская тема: жизнь пожилых людей пансионате в небольшом городке где то во Флориде, где целый год светит тропическое солнце, иногда бушуют тайфуны, а у самих людей порой происходят необычные события. И темы в произведении подняты насыщенные: старость, одиночество, дружба, понимание. Только вот как то раскрытыми я толком их не увидел, но отвращение испытал основательное. Давайте обо всё по порядку. Да простят меня почитатели творчества именитой финской писательницы.

Сюжет в книге.. Хм.. А его и нет. Есть отдельно связанные эпизоды о жизни в пансионате группы пожилых людей. Будь то беседы на веранде или в кабинете у управляющей заведения (кстати ей за 90 лет), весенний бал (в котором неожиданно во время танцев умирает мэр, хотя до этого называли бургомистром) городка, посиделки в баре (где некоторые постояльце 60+, 70+ по возрасту с удовольствием попивают пиво), поездка на экскурсию в Национальный парк, где и завершается действие произведения.. О финале скажу отдельно, но позже. Но книга не только о старушках и дедушках.

Есть молодая пара: горничная Линда и охранник корабля Баунти-Джо. И они как бы являются некоторым подобием вялого связывающего звена. Вот с них и начнём. Линда, как понимаю мексиканка, постоянно мечтающая о Гвадалахаре, работает на совесть и безупречно, заслужив симпатии достопочтенного старичка Томпсона. Мечтает о хорошей жизни с Джо. Любит св Мадонну. И он. Такой же уникум. Великолепно владеет свои мотоциклом, точнее помешан на нём. Это нормально. А вот святая вера в приход Иисуса в ближайшее время немного выбивает из колеи. "Иисус тебя любит" - стандартный лозунг различных религиозных и псевдо организаций распространённых не только в Америке, но и уже по всему миру. И как то нашего героя угораздило случайно с ними встретиться и поверить в их силу. Его лозунг: зачем работать, если скоро будет ... ну и тд и тп (примерно цитирую по памяти). Но, чтобы быть абсолютно счастливым, ему нужно (и он маниакально ждёт) письмо от этой религиозной общины. Без этого ни как. Но письма всё нет и нет...Так вот. Эти два персонажа со своими попытками тайно уединиться от посторонних пожилых глаз сквозят всю книгу. Но ничего оригинального тут нет. Общение Джо с бывшей эстрадной знаменитостью Теллертоном. Их непонимание, затем дружба, прыжки в воду, диалоги о прошлом и новом мире. Хочу на последнее обратить внимание. Непонятно для чего писательница основательное количество текста потратила на эти размышления. Не спорю, что она хотела показать конфликт эпох, раскрыть темы одиночества и будущего, но скажу сразу - у неё это абсолютно не получилось. Да и с письмом в конце не понятно как то вышло. То ли оно на самом деле пришло, то ли Теллертон его сам написал и якобы бросил в почтовый ящик, чтобы сам же позже потом вручить...

Но может на бабушки и дедушки окажутся поинтереснее? О да. Скучать Вам с ними точно не придётся. Мало того, что все фактически целой гвардией атакуют читателей, что вначале надо ко всем привыкнуть и не запутаться, так и характеры получились необычные. Давайте знакомится:

Миссис Моррис. В начале мне казалось довольно приятной и здравой натурой (не считаю просмотра на мир через разноцветные очки), любовь к звуку камнедробилки, прогулки, мечты о весеннем бале (чтобы пойти в чёрном платье) а главное - странные способы общения. Конкретно - она умеет разговаривать, но с водителем такси общается передавая ему записки... О да такси. Наши пенсионерки ездят на такси, куда уж до этого российским бабушкам... Но позже.

Далее у нас идёт мистер Томпсон: его проблемы то с запором и понос "умиляют до слёз". Ворчлив, требователен, гадок временными припадками некоторого маразма. Так и слух у него классный: то он глухой, то имитирует глухоту, то пользуется слуховым аппаратом. Просто красавчик. А его блуждания после приезда брошенной 18 лет назад жены, или чудачества в Национальном парке "золотого стоят". Не говоря об его издёвках над механиком Юхансоном.

Сёстры Пихалга: нам о них ни чего не известно, даже имён. Большая любовь к книгам и смерть в один день. Кратко, но правда, зачем Вас ими грузить.

Едем дальше. Мисс Рутермер-Беркли - собственно управляющая пансионатом. Изысканная женщина, в трезвом и здравом разуме (всё таки ей 93 года), и как ей удается всё это контролировать в таком то возрасте? Но видя её безразличие к периодическим вспышкам безумия Томпосна становится всё ясно. Но ей места в книге тоже уделено в принципе немного.

Миссис Хиггинс - сразу скажу, что не до конца понятая для меня персона в повествовании. Любит вырезать цветы из бумаги. Имеет ряд странных привычек.

Мисс Фрей - проще говоря заведает организационной деятельностью в данном пансионате. В придаче сбором платежей за проживание (становится понятно, почему управляющая всё держит в своих руках, именно благодаря миссис Фрей, сама бы видимо не потянула всю эту рутину). Довольно педантичная женщина, недолюбливает окружение вокруг себя, но вынуждена с этим мириться, но с другой стороны показалась мне она весьма справедливой и единственной здравомыслящей в этом заведении.

Мисс Пибоди - этакая крохотная мышка, которая может заплакать на ровном месте в любой момент, так же неожиданно успокоившись. Неравнодушна к Теллертону, ведь именно она, когда узнала о его приезде-переезде к ним в пансионат, решает, вопреки заведённым порядкам пригласить его на весенний бал. Подарив ему до этого цветы. Но сама на столько робка и застенчива, а главное впечатлительна, что сбегает с этого бала. Да и бывшая эстрадная знаменитость не особо стильно проникся её чувствами. Хотя скажу честно, её нерешительность во время бала показалась весьма трогательной и единственным интересным моментом в книге. Но и она не обошлась без "сюрпризов"... Кстати. Довольно нелепа её ссора с мисс Фрей, хоть позже они и помирились, тем не менее вышел, на мой взгляд, какой то детский сад, ссора не из ничего.

Так. и гвоздь номера, точнее книги... внимание... Мисс Рубинстайн. Пожалуй самый яркий образ всей книги. Эпатажная мадам, умело разбирающаяся в шляпка, строга, курит по многу, питается раз в день, но обязательно в ресторане. Как понимаю иудейка. Постоянно пишущая письмо своему сыну. Каждый раз сочиняя новое, ведь предыдущее она обязательно разорвёт на мелкие кусочки. Понять можно, но как то опять немного удивительно. Ведь как такого конфликта с сыном нет. И семья у них огромная: дети, внуки. Но видимо что то не срослось в своё время, раз уж такое происходит. К сожалению писательница решила нас не посвящать в эту историю, а зря. Очень грациозно и вальяжно нашла выход из ситуации на весеннем балу, решив проблему с приглашением с Теллертоном и Пибоди.

Ну и механик Юхансон. Мастер на все руки, плюс водитель. Боготворит свои инструменты, которые на зло ему уничтожает Томпсон. Больше тоже нечего сказать о нём.

Ах да, чуть не забыл. Мистер Теллертон. Бывший певец, был весьма известен в своё время. Решил переехать в пансионат (собственно про общение с Джо и непонимание с Пибоди я уже сказал). Могу добавить, что персонаж хоть и вышел немного обаятельным, но тоже оказался весьма недоработанным. И чувствуется только и был вставлен в повествование для решения вопроса с письмом от религиозных товарищей. Не более того.

Вот такие наши герои. Все оригинальны и странны. Одни лучше проработаны, другие нет. Но всё же, где сюжет? Как так?... Повторюсь, его нет и не будет. Зачем такое надо было писать? С таким успехом можно было просто выйти на улицу, посмотреть вокруг и сочинить довольно интересную книгу, или как с песнями у казаков: что вижу, о том пою. И ведь нормально же. Но не тут. Сам язык повествования довольно причудлив, приятен, но непонятен. Из-за этого книга воспринимается ещё хуже. Но главный вопрос терзал меня после прочтения: для чего, а главное для кого это было написано? Молодёжи такое неинтересно читать, когда есть более сильные произведения на данную тематику. Люди в возрасте - им такое не нужно - слишком наигранно и неправдоподобно. По крайне мере по нашим реалиям. Если только где нибудь в США. Но точно не у нас.

Так как быть с тематикой. Посудите сами. Существует большое количество пансионов (а книга была написана в 70-ых годах прошлого века), но к примеру чтобы так зажиточно проживали люди преклонного возраста, можно по-хорошему позавидовать. Молодые семьи с проблемами и то могут пустить слюну. Если писательница хотела сказать нам этой книгой, чтобы мы уважали старость такой, какая она есть - тут спорить не буду. Но при чтении такого мне почему то не захотелось стареть. Это страшно. На самом деле. Все эти причуды и .... Просто ужас. Ну нельзя же так.

Про финал и оценку. Моё мнение постоянно колебалось между двойкой и тройкой, но ни разу не вытянуло даже на 4. После финала, которого как оказалось......тоже нет -естественно поставил единицу. Не понятно, погиб ли Томпсон в этих джунглях, или это померещилось мисс Пибоди. Не ясно. А разговор по телефону с мисс Моррис, так вообще всё перевернул и поставил в тупиковое положение. Вроде и персонажи фактически все состыковались. Но не понимаю...И вот ходи гадай. Зачем было такой невразумительный конец сочинять? Не знаю. Я такого не видел ещё ни разу. Если не хотите портить впечатление о творчестве Туве Янссон, то заклинаю - обойдите книгу стороной.

картинка Targos

Книга прочитана в рамках игры "Кот в мешке" Спасибо рандому и dyudyuchechka за эту книгу. Теперь я внимательнее буду выбирать произведения для чтения, что не попасться на такой ужас.

Комментарии


Надо запомнить, и самой ее не брать, явно не понравится)


До сих пор в шоке ))) Не ожидал такого ужасе от Туве )))
Тут легко определить: понравится или нет. Просто надо буквально прочитать первые 10 страниц, и будет уже ясно. Слишком специфично написано :-) Это мне пришлось проходить сквозь дебри этого текста. Лучше бы Франсуазу Саган взял бы в первом розыгрыше ))) Но что было, то было :-))


Мне нельзя начинать читать книгу, даже саму ужасную, я в 99,9% случаев дочитываю, дурная привычка.
По наблюдениям кураторского опыта, для многих неожиданность после сказок другая сторона автора, хотя впечатления разные.
Но мне и так понятно, что не будет моим, я боюсь старости и меня она отталкивает даже в чем-то, наверное.


Согласен. Такая же проблема ))) Даже, если книга гадость, буду "долбиться об стену", но обязательно надо дочитать ))))
Согласен. Но приведу немного глуповатый пример. Та же Роулинг после "Гарри Поттера" очень удачно перескочила на детективы. Поэтому со сказочницами, как повезёт. Ну и впечатление бесспорно играет решающую роль. Но и манера написания тоже. С этой книгой везде были проблемы..
Я сам стал бояться старость после чтения....Поэтому, впредь, такие ужастики буду избегать в дальнейшем ))))


Я когда-то купила себе ее "Игрушечный дом". Это из того, что не про муми-троллей. И мне понравилось.
Теперь вот даже интересно стало, что это за зверь такой "Город Солнца". Не смотря на предостережения.


"Запретный плод сладок", или книга с негативной оценкой. Сам так реагирую на некоторые произведения. Но искренне говорю, что лучше время не терять, читая вот это. Вроде и мило всё, но как то бесцельно написано


Читала у нее повести "Честный обман", "Каменное поле" и "Летняя книга". Все не о Муми -троляях. Очень образно, недаром писала художница, с глубокой психологичностью и национальным колоритом. "Летняя книга" мудрая и забавная - о том, как вместе проводили лето внучка и бабушка на берегу залива. Как взрослела девочка. Это было последнее лето бабушки. Конец печальный, но красивый. Другие повести также хороши. Советую.