Больше рецензий

29 июня 2017 г. 20:56

270

4

Воздушный транспорт является одним из самых безопасных. Однако всё предусмотреть невозможно. В этом на собственном опыте убедился 57-летний пилот Чесли Салленбергер, чье имя стало известным благодаря профессиональному подвигу. Оказавшись в самолете, которому не суждено долететь до пункта назначения, он оказывается перед выбором: смириться или решиться на самый отчаянный шаг. Это событие СМИ окрестят «Чудом на Гудзоне».

Гудзон сегодня великолепен
Именно эти слова произнес пилот, выполнявший рейс по маршруту Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл, пролетая над рекой. Он еще не подозревает, что не пройдет и пары минут, как Гудзон перестанет быть частью пейзажа в окне иллюминатора и превратится в единственный шанс на спасение для него, его команды и пассажиров на борту.

Тот день - 15 января 2009 года - не обещал быть ничем примечательным. Экипажу в составе командира воздушного судна Чесли/Салли Салленбергера, второго пилота и трех стюардесс предстояло в очередной раз подняться в небо. Самолет, предназначенный для данного рейса, был надежной «птицей», и к тому времени успел совершить более 16 000 циклов «взлёт-посадка». Ничего не предвещало беды.

Пристегните ремни, приведите спинку кресла в вертикальное положение, отключите все электронные устройства
Все как обычно. Но не успела стюардесса подкатить тележку с напитками, как лайнер столкнулся с проблемой во всех смыслах этого слова. На пути воздушного судна встретилась стая птиц, в результате чего были выведены из строя оба двигателя.

Часто в работе с техникой люди полагаются скорее на оборудование, чем на свои силы. И очень зря. Какой бы продвинутой не была машина, она имеет один существенный недостаток – это по-прежнему машина. Она может выйти из строя в любой момент (как правило, самый неподходящий), и тогда придется рассчитывать исключительно на свои способности.

Расклад таков: 975 метров над землей, неисправный лайнер и полторы сотни человек, судьба которых зависит от мастерства команды воздушного судна. У пилотов было всего 208 секунд на то, чтобы выбрать самый оптимальный вариант приземления. Если в случае с экстренной посадкой вообще можно употреблять слово «оптимальный». Ответственность за собственную жизнь, жизни членов экипажа и еще 150 душ на борту полностью лежит на пилоте. Найдет ли он выход из положения? И если да, то какой?

Будем садиться на Гудзон

Эта мысль приходит к Чесли не сразу, а с осознанием того, что ни один из предложенных диспетчером вариантов посадки не представляется возможным. Позже он будет гадать: «Мог ли я посадить самолет иначе? Более безопасно?». Этот вопрос лишит его сна не на один день. Сложно сказать, было ли это решение единственно правильным. Но в тот день ни один человек, летевший рейсом Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл, не погиб. Вывод очевиден.

Всем нам был дан второй шанс
Не будет преувеличением сказать, что рейс стал символом надежды. Такие происшествия в некотором роде полезны, так как напоминают нам о том, каким бесценным даром мы обладаем, даже не задумываясь над этим. Этот дар – жизнь.

Посадка на Гудзон не была бы чудом, если бы не капитаны паромов и катеров, пришедшие на помощь. Ведь мало осуществить безопасное приводнение самолета, нужно еще эвакуировать всех пассажиров и экипаж. А погодные условия в январе эту задачу не облегчают. Поэтому успешная посадка на воду – заслуга не только Чесли Салленбергера (о чем он неоднократно упоминает) и экипажа самолета, а и всех неравнодушных свидетелей. В таких ситуациях промедление смерти подобно, поэтому быстрая реакция со стороны очевидцев сыграла немаловажную роль.

Знатоки истории гражданской авиации справедливо заметят, что это не первый случай аварийной посадки воздушного судна на воду. И будут абсолютно правы. Чудо на Гудзоне стоит в одном ряду с такими авиапроисшествиями как посадка советского авиалайнера Ту-124 на Неву в 1963 году, приземление Планёра Гимли в 1983 году, а также инцидент с A330 над Атлантикой 2001 года. Однако это не отменяет того факта, что провернуть подобную операцию за столь короткое время – дело, мягко говоря, непростое.

Часто книги вроде “Чуда на Гудзоне” воспринимаются с читателем довольно прохладно. Я, мол, ожидал большего. Документальная литература – вещь специфическая. Поэтому беря в руки книгу, основанную на реальных событиях, будьте готовы к менее захватывающему сюжету, отсутствию спецэффектов и прочих привилегий, которыми избалован читатель художественной литературы. Важно понимать, что задача документальной книги не развлечь, а осветить то или иное событие. Душераздирающие истории стеллажом выше.

«Чудо на Гудзоне» посвящено не только самому происшествию, но и жизненному, профессиональному пути Салли Салленбергера. Эта книга не о полете 1549, и даже не об авиации в целом. Она о любви к своему ремеслу. Книга пропитана ею от первой до последней страницы.

К слову, описанием аварийной посадки дело не ограничивается. Вместе с Салли мы проходим жизненный путь, который послужил своего рода подготовкой к этому памятному рейсу. Как отмечает сам автор, путь к реке Гудзон начался для него вовсе не в аэропорту. Он начался несколькими десятилетиями раньше – в доме его детства.

Принято считать, что любая книга должна нести определенный посыл, чему-то учить своего читателя. Так вот, «Чудо на Гудзоне» учит как минимум трём вещам:

Первое: будьте преданы своему делу до конца. Или не занимайтесь этим вовсе. Третьего не дано. Окажись за штурвалом менее влюбленный в небо человек, чем С.Салленбергер, посадка на Гудзон могла бы обернуться трагедией.

Второе: не будьте безразличны к несчастью других. Быть может, именно Ваша помощь спасёт им жизнь.

Третье (хотя по важности – первое): цените каждый прожитый миг. Мы, конечно, не призываем тут же броситься обзванивать близких (и не очень) родственников, дабы признаться им в тёплых чувствах, но постарайтесь наслаждаться тем, что имеете. Многие лишены этого.

Плюсы:
• В основе лежат реальные события
• Понравится всем, кто интересуется авиационной и околоавиационной тематикой, любителям мемуаров
• Экранизировано (что не отменяет ценности книги)

Минусы:
• Неторопливое повествование
• Много внимания уделено истории мировой авиации