Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

16 июня 2017 г. 06:41

527

5

В детстве я прекрасно знал, что такое комиксы. Комиксы были яркими цветастыми журналами с плохими картинками, дурацкими сюжетами и парнями в трико. Я уже вырос из комиксов и читал настоящие книги. Но в восьмом классе один друг (который был гораздо умнее меня) убедил меня дать комиксам еще один шанс и одолжил свою коллекцию. И всё, я подсел! ... Я чувствовал что-то неуловимое в комиксах... Чего еще никто не делал. Какую-то скрытую силу! Но все попытки объяснить это были обречены на полный провал. ... Проблема в том, что для большинства слово "комиксы" было ругательством!

Удивительно, что даже премированный американский автор испытывает потребность начать свои рассуждения о комиксах с оправданий. А как же "Это их тупая американская культура!", которое так любят выдавать высокодуховные русскоязычные снобы? Выходит, и ТАМ с отношением к "картинкам-что-там-читать" не так всё гладко?..

На самом деле, это удивительная книга.
Неожиданно познавательная и глубокая, с массой интересной искусствоведческой информации, но при этом изложенная... в том же "несерьезном" формате комикса.
Представьте, что попали на лекцию к интересному человеку - увлеченному, активному, способному нормально, без лишней зауми, донести всю известную ему информацию до слушателей. Уже по началу этой лекции (см. цитату выше) становится ясно, насколько личный у автора получился текст - ему действительно было интересно разобраться в истории и теоретических основах этого искусства, он сумел это сделать и теперь несет знание дальше. Намеренно карикатурное изображение автора-рассказчика (короткие ножки, клетчатый пиджак, очки без глаз) облегчает восприятие серьезного текста, не давая отвлекаться на сложные картинки, придавая настроение, но фокусируя на том, что тут главнее.

картинка Count_in_Law

А главное тут, безусловно, теория комикса, или "последовательного искусства" (Макклауд настаивает, что искусством следует считать всё, что не связано с реализацией двух основных человеческих инстинктов - выживания и размножения, и в этом я с ним абсолютно согласна).
Истоки истории рассказов в картинках с легкой руки Макклауда обнаруживаются еще у древнейших цивилизаций, а разговор о восприятии комиксов незаметно перетекает в сложную теорию взаимодействия с визуальными языками в целом.
Находится место и анализу языка самого комикса - разные способы сочетания текста и изображения, грамотное строение кадров и сила пространства между ними, различное использование фонов и деталей, линий движения и цвета, символов и баллонов с текстом.
Шаг за шагом лектор умело подводит нас к мысли, что с комиксом всё не так просто. Эффективность такого рода повествования в силу особенностей человеческого восприятия оказывается едва ли не выше, чем у обычного текста, а спектр затрагиваемых им тем ограничен только фантазией авторов, работающих в этом жанре.

Достиг ли в итоге Макклауд своей главной цели? Кто знает.
Любители комиксов не нуждаются в сложных теориях, чтобы оправдать свое увлечение (хотя, безусловно, с интересом узнают что-то новое).
Людей же, считающих комиксы "забавой для тупых", вряд ли убедишь взять в руки эту книгу, поскольку она и сама выглядит той же ненавистной им книжкой с картинками, где "нечего читать".
В любом случае приятно, что культурологическая ценность с трудом пробивающейся (но всё же пробивающейся!) на наш рынок формы теперь подтверждена такими серьезными выкладками с точки зрения теории и истории искусства.

Приятного вам шелеста страниц!