Больше рецензий

11 июня 2017 г. 12:07

1K

4.5 Роман "за жизнь"

«Ой, нет, хватит с меня русской литературы» - думаю каждый раз, завершая чтение очередного произведения, написанного русским автором. Почему? Да потому, что все герои русской литературы всегда глубоко несчастны. Даже когда они счастливы, ты уже заранее знаешь, что это не надолго, что потом будет ещё хуже. Герои «Тёти Моти» только подтверждают сказанное выше. Делаю паузу, отвлекаюсь на другие жанры и авторов-иностранцев, и всё же вновь и вновь возвращаюсь – необъяснимо тянет что-то. Также вернулась и к творчеству Кучерской, хотя зарекалась уже после первого прочитанного романа.

Дальше...


После немного надрывного, с переливающимся через край юношеским максимализмом «Бога дождя», «Тётя Мотя» - вполне себе размеренный, взрослый, взвешенный, продуманный роман. Да, довольно наивный (а чего ещё вы хотели от женской прозы?), но весьма приятный и не слащаво-сопливый.

Кучерская здесь уже оперирует не только и не столько душеспасительными беседами и возвышенными образами – автор сделала книгу более человечной и психологичной что ли. И как-то вот очень умело и органично миксуются и переплетаются женские и мужские образы и характеры, разговоры о душе и вере, любовная линия, байки о прошлом и семейные предания, романтика и доля трагизма. Автор как будто отмеряет это всё равными долями на аптекарских весах, стараясь не утомлять и не напрягать читателя перебором в чём-то одном.

Кучерская пишет «за жизнь». Её Марина, та самая Тётя Мотя – это обычная женщина слегка за тридцать, устало улыбающаяся сынишке, который что-то увлечённо ей рассказывает и показывает через запотевшее стекло вечернего трамвая. Ты видишь этих тёть-моть каждый день – в метро, на улицах города, в торговых центрах, в очереди в «Пятёрочках». Её Коля – это твой сосед по подъезду, с которым ты каждое утро здороваешься, когда лифт останавливается на четвёртом этаже, чтобы отвезти вниз ещё двух пассажиров – слегка хмурого папу и его сына, слишком радостно-возбуждённого для раннего утра. Её Ланин – это твой случайный едва знакомый, всегда галантный и подчёркнуто вежливый, приятный и обходительный мужчина. Он всегда улыбнётся и придержит дверь, случайно столкнувшись с тобой, выходящей из офисного муравейника, поддержит любую беседу. Ты встречаешься с ними со всеми если не каждый день, то несколько раз в неделю уж точно. Они органично вписываются в сюжет твоей жизни, а потому – и в сюжет романа. И невозможно оставаться к ним равнодушным – вот, они же уже слегка вторглись в душу, невольно нарушив границы твоего личного пространства.

Примечательно, что каждый, наверное, найдёт в «Тёте Моте» что-то для себя, и для каждого это будет роман о чём-то своём. Очень мило и с заботой о читателе выходит, когда автор не рубит с плеча «читай о любви», не делает за тебя выводы, а оставляет простор для размышлений. И не смотря на кажущуюся лёгкость повествования и незамысловатость сюжета, всё же есть о чём поговорить, порассуждать после прочтения и, возможно, даже поспорить.

Да, конечно, многие сюжетные ходы и приёмы были вполне предсказуемы. И приоткрытый финал, пожалуй, уже фирменная фишка Кучерской, но читаешь ведь подобные книги не для поиска новых сюжетных ходов, небанальных идей или чего-то шедеврального. Скорее, для того, чтобы сделать паузу, осмотреться, задуматься и немного копнуть глубже, возможно, даже немного расковырять какой-то старый надрыв. Не предъявляйте к автору и к её «Тёте Моте» высоких требований – не будет разочарований и неоправданных ожиданий. И, безусловно, рецензии, отзывы о прочитанном – не претензия на шедевр, а, скорее, попытка выговориться. Впрочем, пожалуй, как и сам роман.

Спасибо strannik102 за акцент на том, что "Тётя Мотя" стоит внимания после довольно спорного "Бога дождя" :)

Комментарии


Бальзам мне на душу :-) Рижский :-))


Ну не Биттнера - уже хорошо :))


Да потому, что все герои русской литературы всегда глубоко несчастны.


Наследие Достоевского...

и всё же вновь и вновь возвращаюсь – необъяснимо тянет что-то.


Необъяснимый русский характер, - "бьет, значит - любит".


Наследие Достоевского...

Я вот тоже Достоевского вспомнила, у него в «Бесах» были размышления о том, почему народное творчество в России настолько глубоко печальное.


Да почти вся русская литература печальная. Наверное, это объясняется тем, что народ всегда жил плохо. Цари, бояре, князья, вплоть до последнего подпоручика, - все, имеющие хоть небольшую власть, норовили этой власть пройтись поперек спины холопов и мирских. Американцы строили страну на голой целине и изначально руководствовались теми принципами, ради которых приехали - равенство, демократия. Европа выстрадала свою демократию, начиная от междоусобиц на британских островах до взятия Бастилии. И только на Руси любые перевороты касались только дворцовых особ, которые мало что полезного вносили в жизнь народа. Достоевский - это завуалированная, почти шизофреническая форма принятия унижения со стороны властей. Настоящий крик души - это М. Горький.