Больше рецензий

10 июня 2017 г. 20:18

1K

0.5 Дети - цветы жизни

Менять мир нужно внутри себя! Внутри каждого! Это намного сложнее, но надежнее...

Лабиринт - это безжалостный и беспощадный советский young adult, и даже не советский, а постсоветский. В остове - реальная уголовная история, главные фигурирующие лица которой - подростки. И могла бы получится отличная книга, глубокая, поучительная и берущая за душу, но нет. Все, что я увидела - это писанина, похожая на сценарий какого-то второсортного сериала для школьников типа "Простых истин", где на всю школу два учителя и те - наивные дураки, а в классе четко распределены роли - вот стерва, а вот тихоня, есть темная лошадка и есть забитая жертва.

А ведь фактура была прекрасная: тут и тяжелые перестроечные времена, сбитые с толку взролые, которых как китов из размеренной жизни примерного советского гражданина выкинуло на незнакомый берег; и обозленные подростки, завещанное которым светлое будущее превратилось в руины, и ветхозаветные коммунисты, которые рушили старый мир до основания и строили новый, но на исходе дней остались у разбитого корыта. И на фоне этого крушения разворачивается жуткая реальная история из жизни простых школьников, настолько жестокая, что и выдумывать ничего не нужно. Казалось бы, такие шикарные начальные данные, как можно много чего рассказать, обрисовать такие разные характеры, вскрыть, как говорится, пороки и язвы общества. Но, увы, в Лабиринте Лие Симоновой этого не удалось сделать.

Я не буду трогать плохой язык - переборы с пафосом, будто, местами читаешь советский памфлет, неуместно смотрящийся сленг - выглядит дешево.

- Ты что же, елки-моталки, замечала меня с герлой?

Сам сюжет словно размазывание овсяной каши по тарелке - размытая завязка, неэффектная кульминация, провисающее развитие событий; автор то бросается описывать историю при помощи разных points of view, то забывает об этом, если это драма, то почему нет нагнетания саспенса, все ровно и нужно, нет этого чувства: "ну ничего себе!".

Непонятна мотивация героев, окей, у подростков все сложно, гормоны любовь-морковь, так почему же взрослые такие клинические идиоты? Они так сбиты с толку перестройкой? Или все просто дураки? Автор, непонятно. Персонажи картонные, их мотивации не наблюдается.

Итак, представьте простую советскую (сори, поствоветскую) школу: в каждом классе есть девочка, которая всем нравится, в нашем случае - это Василина, она же Лина, она же Чижик. Лина всем нравится, так как красавица, но особенно она нравится грубияну и шалопаю, Дикарю. Настолько дикому, что из школы его выгнали и он прибился к банде бывшего афганца (который тоже интересный персонаж, но его нам с вам покажут всего пару раз и то, урывками и ничего интересного он делать не будет), Рэмбо. У Дикаря уде есть "герла", по совместительству - одноклассница новой зазнобы, - Виктория. Которая во-первых, манипулятор от бога, во-вторых просто нехороший человек, который любит, чтобы все вокруг мучались, а в третьих, в свои 14 лет считает себя падшей женщиной, т.к. охотно под всех подкладывается и этим очень горда. Виктория до потери пулься влюблена в Дикаря и просто так не хочет спускать ему нового увлечения. Но автор после первых нескольких мизансцен уже забыл про чувства Виктории и дальше ее первсонажем движет якобы диструктивная ярость и желание мстить, но, скорее, неумение автора более рационально объяснить написанное. Еще в классе есть замухрышка - Соня Чумка.
Несчастное забитое создание, которое все чмырят, особенно, Вика. Казалось бы, при чем тут Сонечка-Чумка? Стояла бы себе тихо в уголке и смотрела бы на африканские страсти и козни Вики. Но! Во-первых, Сонечку под свое крыло берет пацанка Арина, которая недавно перешла к ним в класс и настолько крута, что не желает мириться с творящейся несправедливостью и угнетением Сони, а во-вторых ищет друзей и эти поиски приводят ее к кому? Оооооо, вы никогда не угадаете - к Дикарю.

Фух! Короче, расстановка персонажей и скомканое введение в их истории занимает первую часть книги, остальные пол-книги творится какая-то фигня. Все описанное грязно, противно и хочется сразу по прочтении принять душ, отложить Лабиринт и никогда его больше не доставать. И дело не в том, что сильно написано, а в том - что это реальные события и волей-неволей пугаешься тому, какими черствыми могут быть люди или жестокими - вчерашние дети. Меня бы эта история проняла больше, будь она написана статьей в газете. Авторский слог только заставляет усомниться в происходящем, по-моему, в похожем духе писали свои фанфики мои одноклассники, а порой и получше.

Короче, простите меня за сумбур. Я просто разочарована, что испорчена такая история. Я помню 90-е, помню эту жизнь и ее краски, помню людей с застывшим в глазах непониманием происходящего, помню, как ломалось то, что для кого-то было оплотом и уверенностью в завтрашнем дне, помню очереди и талоны, помню дефицит и что у меня вместо пенала была готовальня весь первый класс. Помню, что это было злое время. Здесь этого нет. И мне обидно.

ДП 2017, 06.