Больше рецензий

4 октября 2014 г. 22:42

478

2

Странное впечатление оставляет эта книга. Возникает стойкое впечатление, что читаешь сочинение. Обычное такое школьное сочинение старательной девочки, которой есть, что сказать, но воплотить, облечь в слова, она мысли свои не может.
Форма и содержание вступают в непримиримую борьбу. Судя по авторской задумке, перед нами явный реализм. Суровый, чернушный, беспросветный. Фактически, зарисовка по мотивам криминальной хроники. Но подана она в романтическом ключе. Судите сами: все герои тут прямо-таки потомственные экстрасенсы. Они предчувствуют, мучаются от вещих снов, угадывают дальнейшие события на инстинктивном уровне. Например:
"На душе у Арины, когда она покидала бомбоубежище, кошки скребли, и мучило недоброе предчувствие";
«Лина верила в судьбу. Убеждена была, что Небеса благоволят к ней и под опекой Высших сил и Высшего разума она хранима от бед, дурного глаза и неприятных случайностей. Никто никогда не внушал ей этого, но она это знала. Когда Дикарь совсем осатанел и набросился на нее, она не сомневалась в чудесном избавлении».

Психология... Она тут есть? Уверены? Мотивации отсутствуют напрочь. Герои - готовая иллюстрация для учебника по клинической психиатрии. Почему мальчик Дикарь такой? В тексте есть зацепки, которые при желании можно восстановить до связной цепочки (жестокость отчима, болезненная реакция на развод родителей), но автор этого не делает. Не объясняет он и другие характеры. Вот такие они и все тут. Точка. Причем характеры -то... Ммм... От реальности далековатые. Сплошной гротеск и карикатура. Чудесный пример. Есть "быдлодевочка" Арина - дитя улиц, любительница подозрительных компаний и предельной простоты отношений. Девочке Арине, не обремененной особыми познаниями в области литературы надо написать сочинение по "Пиковой даме". Арина справится. Она книжку не читала. Она... слушала оперу Чайковского! Вероятно, в подвале с бутылкой пива. Еще в наличие имеются: а) психопат, уголовник, воин-афганец, который почему-то "путается" с малолетней шпаной. Зовут его Рэмбо. Ну да, как же иначе; б) Коварная интригантка среднего школьного возраста, строящая козни всем и вся, включая собственного блудного папу - Вика, она же Семга; в) Очень романтичная, очень виктимная, очень ранимая, очень, очень и еще раз очень шаржированная бедняжка Сонечка, тонкая натура которой раскрывается автором в дивной красоты и нежности эпизоде: девочка танцует голая перед зеркалом. В самые неподходящие моменты вспоминает о своем интеллекте и поет песни на стихи Есенина; г) Отчим Сонечки, изъясняющийся языком романов этак века XVIII-XIX, чем стабильно радовал всю книгу. Ну, посудите сами разве не прелесть для перестроечной поры такая манера речи:

«— Вот как?! — Расплывчатое, рыхлое лицо Николая Тихоновича немедленно превратилось в раскаленную докрасна сковородку. — Тогда вы сами, милочка, вынудите меня огорчить вашу, горячо любимую мною, маму. Придется и мне рассказать ей о вашей безнравственной выходке. Что это вам, чаровница, вздумалось обнаженной плясать передо мною? Соблазняли, что ли, меня своими прелестями?».

Стиль книги - история отдельная. Вдохновляли Лию Симонову определенно дамские сентиментальные романы. Представьте себе сценарий "Все умрут, а я останусь", переписанный в соавторстве дуэтом Лидии Чарской и Даниэлы Стил. Представили? Вуаля! Перед вами "Лабиринт"! Будь слезливо-карамельными только реплики Николая Ивановича, это можно было бы отнести к особенностям героя. Но в той же манере выдержан и авторский текст от третьего лица. Вот, пожалуйста, трагический эпизод школьных издевательств:

«В оглушающую тишину, разрывая ее в клочья, ворвался пронзительный девичий крик, и, словно подстреленная птица, упала к ногам безжалостного охотника самая тихая и самая скромная девочка в классе»

Временами стиль из литературного переходит в имитацию разговорного, но тут же смешивается с прежним "высоким слогом". Тогда встречаются совсем уж изумительные фрагменты.

«Втроем, Арина под мышки, а Катырев с подоспевшим Гвоздевым за ноги, они подняли Вику над баком для мусора и, сложив пополам, запихнули в него вниз задним местом. Вика знала, что самостоятельно выбраться из бака невозможно, но продолжала деланно улыбаться, всем своим видом стараясь показать, что она не против озорных шуток, которые и сама обожает учинять своим одноклассникам»

(И было у Вики два места: заднее и переднее. "Учинять озорные шутки"... Ах!)
Тут перестаешь удивляться бесконечным "воспрянула" и диалогам с фразами вроде "Прочь чудовище" (нормальное бытовое общение 80-х, что уж тут). Словом то лучшее, что есть в книге - беспросветную жуть реальной истории о жестокой среде подростков-, способной уничтожать слабых - автор портит, как умеет... Скомкан финал: после кульминации - ненужный пафос с всепрощением, выпавшим снегом и высокопарными отсылками к Апокалипсису, уничтожающими ощущение от повседневного кошмара случившейся беды...
Замысел книги хорош. Но воплощение для меня роман погубило. "Круг" того же автора впечатлил гораздо сильнее. Даже для книги, предназначенной непритязательным подросткам очень слабо.Авторская спекуляция преувеличениями исключила сопереживание героям. Катарсис оказался не пережит. При всей любви к литературе о подростковой жестокости, не моя книга