Больше рецензий

31 мая 2017 г. 09:45

1K

0 По ту сторону книги

«Внутренняя сторона ветра та,
что остается сухой, когда ветер
дует сквозь дождь»


«Роман о Геро и Леандре» с самого начала ставит читателя перед выбором: с какой стороны начать читать, ведь книга-перевёртыш. Два начала и два конца. Одна сторона книги о Геро, другая о Леандре. Дочитав до середины, история приходит к другому началу. «Внутренняя сторона ветра» – не первый эксперимент Павича. За спиной роман в форме словаря «Хазарский словарь» и роман-кроссворд «Пейзаж, нарисованный чаем»

Истории о Геро и Леандре сходятся по середине книги. Моё чтение началось с истории о Леандре. Юноша – прирождённый строитель с лебединой шеей, получивший пророчество при жизни, что умрёт от клинка. Леандр возводил здания не жалея себя. Строил, обгоняя разрушения, порожденные войной. Геро – студентка-химик, репетитор по французскому языку.

Главные герои живут в разных веках, но связаны древней легендой о «Геро и Лендре» и умерли в один час 12:05, он – от взрыва в башне Белграда, которую сам и построил, она — в лаборатории химии.

Милорад Павич экспериментирует и с формой романа, и содержанием, с литературными оборотами. Одно только описание героев вводит в восторг:

О Леандре: «Он был половиной чего-то. Сильной, красивой и даровитой половиной чего-то, что, возможно, было еще сильнее, крупнее и красивее его. Итак, он был волшебной половиной чего-то величественного и непостижимого. А она была совершенным целым. Небольшим, неопределившимся, не очень сильным или гармоничным целым, но целым».

О Геро: «У нее были очень длинные волосы, заплетённые в косу, которой она пользовалась вместо рожка, когда надевала обувь. Жила она на самом бойком в Белграде месте – снимала комнату над кафе «Золотой бочонок», и её холодильник был наполнен любовными романами и косметикой. Она была молода, комкала в кулаке, как носовой платок, бумажные купюры, когда шла за покупками, и мечтала о том, чтобы где-нибудь на море лечь в послеполуденное время на воду и полчаса поспать».

В романе красной нитью проходит тема смерти, как будто автор собрал во едино мысли на этот счет и связал их в романе:

Человек похож на судовой компас: вертится вокруг своей оси и видит все четыре стороны света, однако то, что происходит снизу и сверху, остается скрытым, оно ему недоступно. Но как раз это-то и хочется узнать, это-то и интересует: любовь снизу и смерть сверху…Смерть может веками ждать твоего рождения еще до того, как ты родился, а может вернуться за тобой, выйти тебе навстречу из далекого будущего.


В книге каждая строчка, как отрывок чьего-то сна. В этом магия произведения – происходящее находится на грани с реальностью, не редко переступая границы. Выходишь с этой истории одурманенный. Прекрасно! Ничего не понятно, но, однозначно, прекрасно! Уму непостижимо, но так красиво. Как картины сюрреалистов, так и роман Павича. Только в этом мире, созданным автором, человек может проснуться в чужой душе, и в одном глазу — смерть в другом — жизнь.

В то раннее осеннее утро 1909 года капитан инженерных войск австро-венгерской армии его благородие господин Петар фон Виткович проснулся по сигналу военной трубы не в своей постели, а в чьей-то чужой душе.
Геро была красавицей с чудной лебединой шеей и из одного её глаза смотрел день, а из другого ночь.


После таких произведений приходит понимание, что литература не имеет границ. Возможно буквально всё. Овладев словом, как инструментом, автор создает миры, в которых читателю хочется задержаться.

Оригинал рецензии на сайте блога «Радуга чтения»