Больше рецензий

kotiarosh

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 мая 2017 г. 21:23

644

4.5

О,Бэнкс, ты - мир!

За что я люблю Иэна Бэнкса, за то, что он настолько многогранен, что диву даёшься. С "Осиной фабрики" началось моё знакомство с этим автором и, спустя всего 3-4 года плотного общения-прочтения, в 2013 году наш отношения закончились. Как сейчас помню: середина июня, я открываю журнал "Русский Репортёр" и под заголовком "Потеря недели" читаю некролог на одного из любимых авторов. Признаюсь честно, плакать на людях для меня так же непростительно, как сморкаться или плеваться, но я не смогла сдержаться и разревелась. Прошло ещё 4 года и вот, я решила перечитать этот роман. Это как молитву прочесть - пока ты помнишь, автор живёт.

Книга схватила меня за нос и таскала по страницам. Серьёзно. Я помнила суть, главную интригу и, даже несколько сцен, но совершенно не помнила важных деталей, таких "пасхалочек", которые есть в кино - они намекают нам кто убийца, или в чём разгадка. Так я совершенно не придала значения упоминанию "Жестяного барабана" или описанию своего собственного облика главным героем. Это было увлекательно - искать такие мелочи и мысленно ликовать.

Однако, главным достоинством Бэнкса остаётся язык и стиль повествования. Он великий имитатор и экспериментатор. В этой книге совершенно вопиющие вещи, выходящие за грани дозволенного, противные и ужасающие, описаны с совершенно повседневной интонацией от чего главный герой по-настоящему вселяет ужас. Живодёрство со своей стороны он воспринимает как игру, кроликов как солдатиков, издевательства своего больного брата Эрика над собаками, как непозволительное и неправильное поведение - парадокс!

Этот мир, внутренний мир главного героя, странный и, для обыкновенного человека сводящий с ума, однако главный герой комфортно существует в такой больной среде. В книге продемонстрирован наглядный эксперимент (правда что это эксперимент, мы узнаём лишь на последних 5 страницах), как нормальное существо подстраивается под ненормальную среду и подпитывается неправильными фактами. Зерно брошенное в гнилую почву. Человек, которого испортили намеренно. Человека, у которого отобрали ценности и ориентиры, предоставив самому право создания собственных стандартов, реалий и правил. Отсюда странные жертвенники "фабрики", столбы с черепами и теории о "равновесии численности полов". Жутковато, если честно.

Единственное, что меня немного покоробило, это последняя страница - краткое оправдание поступков главного героя им самим же, на основе недавно открытых истин о себе. Зачем это? Зачем разжевывание и итог? Не лучше бы было оставить открытый финал, чтобы люди пошевелили мозгами? Может и не лучше. Тем не менее книга как была одной из любимых, так и останется ею.

спасибо игре Назад в прошлое! , которая мотивирует на прочтении старых книг новым взглядом!