Больше рецензий

26 мая 2017 г. 12:25

258

4

Не ожидала, что разговор о происхождении некоторых типов Достоевского будет касаться не «конкретных» героев и их прообразов, а «общих» типажей в литературе и жизни. Подзаголовок гораздо точнее отображает содержание статьи, чем заглавие. Розанов, конечно, упоминает знаменитые исторические портреты «Бесов»: П.Верховенский – Нечаев, Кармазинов – Тургенев, Степан Трофимович – Грановский, - но вывод делает, что «подобные, взятые из действительности лица всегда суть вводные персонажи в романах Достоевского, во всяком случае, не главные». А главные – «русские мальчики», «впрочем, «мальчики» тут ни при чем; это если и «присказка», и даже важная, то все-таки не существо дела». Суть заключается не в возрасте, а в психологии – мировоззрении русского «мечтателя», ищущего чего-то возвышенного, тоскующего о чем-то недостижимом и не способного найти себя в реальной жизни. Достоевский обнаружил подобный «типаж» в Алеко Пушкина, но только теперь, «в наше время если они и не ходят в цыганские таборы, то ударяются в социализм». Но обнаружил только потому, что сам был увлечён темой «русского ищущего мальчика», тоскующего, недовольного обществом и плачущего «о потерянной где-то и кем-то правде, которую он отыскать никак не может». И именно эти мальчики, как пишет Розанов, с поразительной точностью предсказанные и описанные Достоевским, и стали русскими революционерами. Вот оно - переплетение литературы с жизнью. «Какое предчувствие будущего»! При абсолютной неспособности на него повлиять. «Россия – самая консервативная страна, - оттого она и самая радикальная. Консерватизм обеспечен обломовщиной, а обломовщина родила «беспечальную» фантазию». Что дальше?