Больше рецензий

Dikaya_Murka

Эксперт

Издатель без издательства

20 мая 2017 г. 20:26

101

5

Нет никакого смысла в пересказе сюжета - он здесь по большому счёту отсутствует в классическом понимании: с главными и второстепенными героями, продуманными поворотами и правильной развязкой в финале. Хотя, на самом деле Коу действительно пришлось продумывать повороты и потрудиться немало, чтобы сплести эту изумительную хрупкую, но вместе с тем прочную паутину.

Итак, "Номер 11" почти наверняка понравится тем, кто любит искать совпадения, интересуется ими и уверен, что в мире все случается не просто так. А еще тем, кто любит наблюдать за эпизодами из чужих жизней. В первом случае потому, что сюжет плотно увязан с цифрой 11, которая появляется здесь в самых разных ипостасях - от номера автобуса до количества этажей, но при этом не несет решительно никакой смысловой нагрузки и в конце автор не даёт никаких объяснений своей любви к этому числу, представляя нам самим бродить в лабиринте собственных ассоциаций. А во втором, потому что фрагменты чужих жизней - это то, из чего и состоит книга. Коу пишет роман-мозаику, где все герои - главные, но никому из не уделено слишком уж много времени, все действующие лица здес ь - как будто герои божественной комедии. Не в дантовском, а в совсем другом смысле. Если перестать ставить себя в центре Вселенной, чем каждый из нас грешит, то можно увидеть, что мы все в сущности величины равные, а самое интересное - то, какие между нами возникают связи. Они гармоничный и стройны, он сплетаются в замысловатую паутину, а паук живёт где-то глубоко в недрах земли пол Лондоном - и самое смешное, даже не задумывается об узоре, у него свои резоны.

Точно так же, как Коу представляет в этой книге мозаику человеческих судеб, само произведение стало мозаикой стилей. Каждая глава не похожа на другую по манере письма, его стилю, языку повествования. "Черная башня" похожа на детский приключенческий роман, "Вторая попытка" - на эссе от современного автора из числа тех, что стремятся показать самые неприглядные стороны жизни. "Хрустальный сад" - мистика, "Премия Уиншоу" - сатирический детектив., "Какая подстава!" - детектив уже самый обычный. Возникает удивительное ощущение, что все главы писали разные люди, но в то же время их объединяет что-то, свойственное лишь самому Коу. Как у нитей паутины есть центр, где они собираются воедино, как у мозаики есть основа, а у витража - рамка, которая удерживает стекла, так и у этой книги есть Автор, который делает её Книгой, а не ворохом разбросанных заметок.