Больше рецензий

19 мая 2017 г. 16:00

136

4

«Земля» Ли Ги Ёна - удивительно "русский" (вернее даже советский) роман о Корее. Пожалуй, если в нём заменить все корейские имена и названия на русскоязычные, и представить его как произведение из СССР - вряд ли среднестатистический читатель заметил бы подвох. От ожидаемого мною корейского менталитета здесь почти ничего и нету - разве что упоминание нескольких обычаев вроде отдания детей на работу в дом будущего мужа/жены или всеобщих поминок. Но именно эта привычная лиричность в описаниях природы и крестьянского труда и быта оказались способны примирить меня с постоянными рефренами о том, как же плохо жилось корейским крестьянам при японском гнёте, о правильности земельной реформы и о том, что уж теперь-то всё в руках самих крестьян, о великом Ким Ир Сене и проклятом Ли Сы Мане.
Впрочем, я до сих пор не уверена, что все эти повторения задумывались именно как пропаганда. В свете массовой неграмотности и отсталости крестьянского населения Кореи в период японской оккупации и последовавшего после освобождения такого же массового обучения грамоте крестьяне нуждались в чём-то, что могло бы им понятно объяснить, что же такого хорошего для них в этой земельной реформе, зачем женщинам равноправие и что им с этим равноправием делать дальше, и вообще как дальше жить, ведь старому и опостылевшему укладу пришёл конец. Крестьянам нужны были не только разъяснительные работы от властей и митинги, им нужен был простой и близкий пример понятных им людей, и на роль таких "ориентиров" вполне подходят бывший батрак Куак Ва Би и бывшая содержанка Тен Сун Ок. Их судьбы были тяжёлыми, хотя отчего-то мне показались несколько преувеличенными их трагедии - как будто автор собрал всё самое тяжкое, что могло случиться в крестьянской жизни, чтобы затем показать в самых ярких красках, что даже для самых притеснённых и угнетённых слоёв теперь стало возможным построить счастье своим самоотверженным трудом. Но тем не менее Ли Ги Ён не ограничился только двумя главными персонажами и устройством их личной счастливой жизни, на примере целой деревни и многих её жителей он показал, что для счастья важно не только личное благосостояние, но и коллективная работа на благо государства. Сейчас, конечно, такие примеры о том, что добрые слова и миролюбивые разъяснения ошибок способны за какой-то разговор переделать мировоззрение человека, живущего другими мыслями и посутпками уже не первый десяток лет, кажутся бесконечно наивными и даже немного детскими. Но, наверное, именно на таких примерах лучше всего показывать людям, привыкшим пить кровь кабана через трубочку и молиться Лесному духу об урожае, что теперь у них новая жизнь. Что теперь законы - это не просто бумажки с красивыми иероглифами-картинками, и что спорные вопросы решаются не в пользу богатеев-помещиков, а по установленному порядку и согласно букве закона без притеснений и угнетений по настроению. И что теперь "как раньше" жить не получится, как не получится остаться в теньке неведения и отмазаться "мы люди простые и тёмные".

Книга прочитана в рамках игры «Долгая Прогулка - 2017», бонусное задание мая (Чёрный Ящик).
Команда «Носорог на Сальвадоре».