Больше рецензий

el_lagarto

Эксперт

такой себе гуру

17 мая 2017 г. 19:23

186

5 О, кто придумал клевету, что дал мне дьявол красоту

или Хьюстон, говорит Ночная птица, у нас проблема

Которая заключается в безжалостном притягивании читательского внимания и полном погружении в книгу (хотела параллельно вторую читать? Шиш тебе, Ящерка, не отвлекайся!). Да, книга висела в хотелках почти несколько лет и без дружеского пинка провисела бы еще столько же, но наконец ее час настал - и превратился в ее день, а потом и в ее неделю. Хотелось бросить все остальные дела и продолжать чтение, чтобы узнать, чем же закончится дело фаунт-рояльской ведьмы.

Итак, есть двое убитых мужчин, есть женщина, которую оказалось очень удобно обвинить в их смерти (красива? ни на кого не похожа? отметины на теле и молитвы не хочешь читать?.. пожалуй на костер!), есть магистрат с помощником и семьсот страниц романа о том, как они будут в этом деле разбираться. При этом отзыв на книгу можно написать почти такого же объема, потому что все персонажи получились очень живыми, а повествование сочным, со множеством мелких деталей и подробностей, а уж авторский стиль и язык...

Молчи, ведьма, объем нас не пугает


Но обо всем по порядку. Сначала стоит сказать, что эта вещь только прикидывается детективом. В самом деле, как может читатель из XXI всерьез верить в расследование того, кто подставил кролика Роджера прекрасную ведьму? Серьезно, если включить логику и работу мысли, то убийцу можно вычислить на раз-два, тем более, что на это дается жирный намек практически на первой сотне страниц. Прелесть "Ночной птицы" отнюдь не в этом, нет.

"Ночная птица" - это история о тьме. Тьме ночи, тьме трясин, тьме того времени и даже, как это ни банально, о том, что чужая душа - всегда потемки, даже если тебе кажется, что ты знаешь ближнего своего очень хорошо. Посевы гибнут, дома горят, люди болеют и умирают? Да это вовсе не климат и собственная рукожопость, это козни дьявола! И вообще, что-то вон та желтоглазая на меня косо смотрит, а муж, наоборот, от нее взгляда не отводит - наверняка приворожила, богомерзкое отродье. На костер прислужницу сатаны, и сразу все у нас станет хорошо. Очень простая тактика поиска козы козла отпущения: если у тебя есть подозрительные отметины на теле (читай - любые отметины на теле), то ты первая в списке. Готовься. От тебя отвернутся все, кто был на твоей стороне, а если кто попытается тебя защитить - значит, пропал, приворожила, проклятая. Талант Маккамона в том, что он очень ярко описывает нравы жителей крохотного городка в глубинке (и не только в глубинке), просто диву даешься, что даже умудренные опытом люди, признающие, что ни разу не встречали свидетельств колдовства, готовы заклеймить женщину как ведьму.

Что уж говорить о настоящем паноптикуме остальных персонажей: например, мэре городка, который ни перед чем не остановится, лишь бы исполнить свой план по строительству города. Он настолько самоуверен, так сильно верит в свое чутье и деловую хватку, что ему даже в голову не приходит, что дело может быть банально в том, что он где-то что-то сделал не так; его помощник, мучающийся из-за того, что его не ценят; сельский доктор, который лечит всех больных кровопусканием и травкой (не просто травкой, а той самой, да-да)... Достойны упоминания и второстепенные персонажи, появляющиеся в романе лишь на пару десятков страниц, например, кузнец с извращенскими наклонностями или местная барыня, мечтающая все устроить как в лучших домах, как в больших городах с их балами, нарядами и шиком, - и ее семейство, не знающее, куда от этих мечтаний деться и практически задушенное любовью и заботой. На фоне всего этого буйства магистрат Вудворт и его помощник Мэттью Корбетт (он же главный герой) выглядят верхом адеквата.

Впрочем, Мэттью вообще персонаж очень интересный. Точнее, в первой книге он пока еще зародыш интересного персонажа. Молодой парень, образованный, но горячий и самоуверенный - причем порой даже чересчур горячий. В попытках отыскать истину он руководствуется не столько разумом, сколько другими местами, что порой выходит ему откровенно боком. Но, несмотря на это, он не отступается от своих взглядов и принципов, и цель в жизни у него одна - докопаться до истины. Истина для Мэттью на первом месте, хотя порой она стоит ему немало усилий и жертв - в погоне за ответом на вопрос "почему?" он не замечает другого, не щадит чувств окружающих. Наглядно показывает это линия его отношений с магистратом. Но в любом случае, Мэттью демонстрирует очень быстрый и качественный личностный рост: если в начале истории это пылкий и слегка наивный юнец, то под конец его вполне можно назвать взрослым человеком с полностью сформировавшимися взглядами. И в общем-то, для него это только присказка, не сказка, сказка будет впереди, в следующих частях.

А теперь же остановлюсь на том, что меня в этой книге покорило больше всего - язык. Удивлена, что у этой книги в оригинале так мало читателей, потому что это хороший повод подтянуть свой английский и насладиться всей красотой авторского стиля. Маккамон очень внимательно относится к деталям, и в повествовании это проявляется очень отчетливо. Язык стилизован под манеру написания романов XVIII века - со всей его цветистостью, многословностью и подробностями, порой выглядящими избыточными. При этом у каждого персонажа свой голос, своя манера разговаривать. Маккамон воплотил на бумаге самые разные акценты: речь образованного магистрата кардинально отличается от речи трактирщика или уроженки Шотландии. А этот момент, кстати, имеет значение в раскрытии основной интриги. Отличная иллюстрация как социального статуса персонажей, так и их образа мыслей.

Не могу сказать, что книга обошлась совсем уж без недостатков - например, во второй половине действие все-таки провисает (а еще хотелось, чтобы кузнецу таки воздалось по справедливости), - но в этом случае на это хочется закрыть глаза - таким увлекательным выглядит все остальное. Прогулка по английским колониям захватывает - а значит, продолжению цикла однозначно быть.

За приобщение к прекрасному миру болот и предателей огромное спасибо PASEOS .

Комментарии


Отличная рецензия, с удовольствием прочитал, и хоть сам недавно закрыл "Голос ночной птицы", уже поностальгировал.
А еще немного стыдно, ведь это я стоял над душой Ленивой Ящерки и бухтел - даешь рецензию! ))))


Спасибо!))
Над душой Ящерки надо бухтеть и почаще ее пинать, неслучайно же она Ленивая)))