Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

14 мая 2017 г. 13:36

615

5 Банный клоп (подведение под общий знаменатель)

Правления уходят - искусство остаётся.
(В.В.Маяковский)


Ух, как же Маяковский ненавидел мещанский быт!

Скорее
головы канарейкам сверните -
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!

И бюрократизм.

Я волком бы
выгрыз
бюрократизм.
К мандатам
почтения нету.

И вообще всё то, что встаёт на пути коммунизма. Он искренне верил, что через 50 лет, как в "Клопе", или через 100 лет, как в "Бане", наступит Оно: счастье, благоденствие, процветание, равенство и т.д. и т.п. - если приложить максимум усилий. Однако, в третьем действии "Бани" есть гениальная сцена, где режиссёр и труппа театра на репетиции показывают "начальству" в лице Победоносикова "символистическую картину":

Выше вздымайте ногу, симулируя воображаемый подъем. [...] Мужской свободный состав, сбрасывайте воображаемые оковы, вздымайтесь к символу солнца. Размахивайте победоносно руками. Свобода, равенство и братство, симулируйте железную поступь рабочих когорт. Ставьте якобы рабочие ноги на якобы свергнутый якобы капитал.
Свобода, равенство и братство, делайте улыбку, как будто радуетесь. [...]

Блестящая, по-моему, иллюстрация того, что происходило со страной в течении многих десятилетий 20-го века: якобы коммунизм с якобы свободой и якобы равенством. Возможно, и сам Маяковский понимал всю утопичность идеологии, когда писал эти пьесы; понимал, что целиком избавиться от "клопов" и главначпупсов современности не удастся никогда, а следовательно, и идеалистическое будущее с фосфорическими женщинами отодвигается на неизвестное расстояние. По всей видимости, это его глубоко угнетало и, вкупе со сложной личной жизнью, а также чувством непринадлежности данной эпохе ("родился не в то время, не в том месте"), сподвигло на самоубийство.
Нажав на курок маузера, Маяковский попал таки в будущее, осуществил идею-фикс ("Время, вперёд!"), о которой писал в "Клопе" и "Бане": но не в конкретный год, а расщепился в каждый момент времени, а именно попал в наши книги и умы. Перейдя, тем самым, из футуризма (будущее) в этернализм (вечное).
Вот если сейчас начитаться Маяковского и начать вершить, устранять Присипкиных и Победоносиковых, это будет кому-нибудь надо? Какая разница, каковы машинисты и кондукторы, если поезд никуда не едет. Советский локомотив стремился в светлое грядущее, а нынешний стоит в депо.

Даже не знаю, какую пьесу я люблю больше, обе великолепны! И пускай у автора на поверхности лежит "что такое хорошо, и что такое плохо", у пьес нет двойного дна - как же они бьют в точку каждым словом! Маяковский, впрочем, всегда был прям и бесхитростен в поэтике, а брал своей оригинальностью, смелостью, напором и эпотажем. "Клоп" и "Баня" - плоть от плоти его вещи . Феерия, цирк, фейерверк, и не только! Пожалуй, "Баня" чуточку ярче: за счёт большего разнообразия событий и количества героев; да и отточив мастерство на "Клопе", В.В. "развернулся во всю" во второй пьесе.

Маяковский так себе фантаст и не претендовал (2030-й год уж скоро, а машины времени всё нет, не говоря уже про строй), а оратор, "горлан-главарь" распронаиглавнейший в нашей литературе. Но чтоб ещё и комик, и сатирик! Поистине глыба! Не поленюсь и прочитаю все "сто томов его партийных книжек"!

Комментарии


Вот удивительно, стихи его в школе на дух не переносила, а эти пьесы оставили сильное впечатление.


Стихи его различны. Агитационные, типа "Владимир Ильич Ленин", "Левый марш" мне не по нраву, а озорные, созвучные с пьесами ("Прозаседавшиеся", "Нате!", "Во весь голос", ...) люблю.


ну они своеобразные, на любителя, я к ним не отношусь)