Больше рецензий

springsong

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 декабря 2010 г. 13:58

82

4

Очень хорошая книга. Из тех, по поводу которых не только не жалеешь о потраченном времени, но и радуешься, что они теперь есть у тебя на полке.
В центре сюжета история драматическая и скандальная, как и прозрачно намекает нам название: роман 40-летней замужней учительницы Шебы, матери двоих детей, с 15-летним учеником. Рассказ от момента появления Шебы в школе до логичного конца - огласки и скорого суда, ведется от лица пожилой преподавательнцы Барбары, подруги Шебы. Но это только одна линия, причем выписанная очень тонко и деликатно. А есть и вторая, не менее, а может, и более важная - взаимоотношения Шебы и Барбары.
Вообще книга затрагивает очень много вопросов, так что пища для размышлений ого-го какая. Тут и уродующая сила одиночества; и проблемы брака; и то, как рождается и умирает чувство, но даже изначально обреченное и осуждаемое чувство наверняка лучше эмоциональной пустыни. И как легко перейти тонкую грань между тягой к человеку и навязчивой идеей, причем касается это и любви, и дружбы.
И еще, конечно, невозможно не задуматься о таком понятии, как "общественная точка зрения". И с одной стороны понятно, что ситуация аховая - взрослая женщина и несовершеннолетний юноша, да еще и формально в зависимом от нее положении, подобное действительно может оказатся преступным. С другой стороны, насколько же все сложнее, если копнуть чуть глубже поверхности..
Отдельно Зои Хеллер восхитила тем, как психологично, достоверно и многогранно прописаны ее герои. Вот Шеба, и поначалу симпатии безоговорочно на ее стороне: такая она неравнодушная, тонкая, ранимая, поддавшаяся запретному чувству. А вот Барбара - очевидно не слишком приятный персонаж, дружба которой похожа на одержимость и которая твердо знает, что такое хорошо и что такое плохо. Но, как и в жизни, все не так однозначно, и в какой-то момент Шеба начинает раздражать своим эгоизмом, а к Барбаре проникаешься сочувствием - так беруще за душу описано ее одиночество, да и с некоторыми суждениями ее нельзя не согласиться.
И еще: написано все это прямо-таки затягивающе, хорошим, кинематографичным языком. И в конце я даже жалела, что уже все, ведь книга небольшая по объему. С другой стороны, важно уметь вовремя остановиться, и в жизни, и в литературе. И Зои Хеллер это удалось.

Комментарии


Как хорошо вы написали! Спасибо!
Только смутила фраза про кинематографичность языка. У меня сразу ассоциации с короткими, рублеными фразами и простыми предложениями.
А книга я уже давно ищу, но пока безрезультатно. Надеюсь, ее когда-нибудь переиздадут:)


Ой, я абсолютно не тот смысл вкладывала, тут совсем не простые и рубленые фразы! Я имела в виду, что у меня во время чтения некоторые моменты прямо таки в киношную картинку складывались, некоторые книги обладают этим волшебным даром - рождать визуализацию в голове. Может, я не совсем корректно это назвала, но, в общем, Вы меня теперь поняли :))
Будем надеяться, что переиздадут, да, мне кажется, книга этого заслуживает.


Да, есть у некоторых книг такое свойство - рождать картинку в голове. И это хорошо)
Сейчас вторую книгу Хеллер перевели, может, на этой волне и первую переиздадут.


По поводу кинематографичности. Есть фильм «Скандальный дневник». В главных ролях Джуди Денч и Кейт Бланшетт. Четырёхкратный номинант на премию «Оскар», в том числе за «лучшую женскую роль» (Денч) и «лучшую женскую роль второго плана» (Бланшетт).


О, спасибо. Интересно посмотреть, совпадет ли моя личная картинка на эту книгу с видением режиссера.