Больше рецензий

Sukhnev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 мая 2017 г. 20:49

1K

2.5 Epicureans versus Stoics versus Academicians

Что такое или кто такой Бог? Он один или их много? Он прибывает в праздности и ничего не делает, не руководит миром или же наоборот, им все сотворено, он всем управляет и все приводит в движение? Он человекоподобен или не имеет тела? Он сама вселенная? Наверное, вопросов по этой теме слишком много, чтобы озвучить их в одной работе. Кто-то из нас ищет ответы на них самостоятельно, давая волю фантазии, кто-то в книгах, кто-то прислушивается к чужому авторитету и в Бога не верит, кто-то, наоборот. Одни из нас считают что для веры в Бога нужно быть религиозным, другие антирелигиозны, но верят.
В античности люди тоже любили задавать вопросы. Они искали ответы по самым разнообразным темам, в том числе и о природе богов. Поиск ответов подарил нам философию, а она разрослась на множество школ и направлений.
Время беспощадно, работы многих философы исчезли в потоках времени, но их идеи все же дошли до нас через компиляцию и интерпретацию. Одним из таких компиляторов, как раз таки и был Марк Туллий Цицерон, который ещё мальчишкой заинтересовался греческой культурой, повзрослев грезил стать вторым Платоном, а под конец жизни написал серию философских трактатов. В их число входят такие как: «О природе богов» и «Тускуланские беседы». В них Цицерон адаптирует древнегреческое философское наследие к условиям древнеримского менталитета и, особенно, изложению философии на латинском языке.
Почему он вдруг решил в столь позднем возрасте заняться философскими рассуждениями? Его заставила утомительная бездеятельность в совокупности с положением государства которым по необходимости должен был управлять ум и попечение одного человека. Поэтому он решил, ради самого государства, изложить философию на пользу своим соотечественникам, полагая, что для чести и славы государства весьма важно, чтобы и в латинской литературе заключались столь важные и прекрасные вещи.
В своих выдуманных беседах Цицерон свёл представителей трех философских школ: эпикурейцев, академиков и стоиков. Беседы разделены на три книги, каждая из которых посвящена идеям одной из школ, одному взгляду на столь сложную проблему. Каждую книгу он наделяет своим сюжетом, так в первой, мы знакомимся с историей философии, с тем как представляли богов представители других философских школ. Во второй, речь идёт о звёздах, о строении солнечной системы, о физиологии человека, о животных и о том как бог поступает с теми кто его хулит, показывает он это на примере исторических событий и персон. В последней книге Цицерон добирается до мифологии и рассуждает, кого богом считать, а кого нет. На мой взгляд очень интересный раздел в котором автор аргументированно показывает как по одним и тем же параметрам одно богом является, другое нет. Все вышеперечисленные темы переплетены с идеями трёх философских школ что безусловно вызовет интерес у неискушенного читателя.
Цицерон сделал большое дело, он переложил греческую философию на римский манер, он ознакомил с ней римлян. Получилось ли заразить этим массы? Послужили ли его книги философским пособием? На эти вопросы ответим позже, когда уйдём в глубь Римской литературы и ознакомимся с ее главными представителями.