Больше рецензий

8 декабря 2010 г. 02:07

455

1

Сейчас глубокая ночь. Мне весьма печально и бессонно. И тому, и другому я обязана роману Е.Колядиной "Цветочный крест". Роману, которые получил в уходящем году Букеровскую премию.
...Я не раз замечала, что оценивать плохую литературу, посредственную музыку и т.п. куда проще, нежели шедевры. Можно написать много. С "Цветочным крестом" - так.
Узнала о нём я благодаря ссылке , которую кинул пару дней назад товарищ. http://pavell.livejournal.com/2146353.html
Повозмущалась (по прочтении поста), поплевалась. И решила почитать.
Не знаю, за что Колядина (которая сама из Вологодского края) так ненавидит свою малую родину, но она её ненавидит...
Я трижды ездила в фольклорные экспедиции на Вологотчину. Была близ Тотьмы (в которой происходит действие романа). И такого непотребства, как описано здесь, не видела и не слышала. Конечно, XXI век - не XVI, но... не думаю, что нравы пали ТАК сильно.
А ведь автор претендует на рождение новых сентеций, на тонкую лингвистическую игру. Вот пример: "манда должна пахнуть мандой, а не красной Москвой" (простите, это цитата). Угу, XVI век.
Полагаю, Колядина рассуждала примерно так: древнейшая профессия... известно какая, значит, древнейший языковой пласт с ней и связан... будем использовать - пипл схавает. И честно понавставляла слово м**** (и не только) на каждой странице. При этом в глаза бросается куча анахронизмов, а диалектизмы, характерные именно для Вологотчины, куда-то подевались.

Вообще, это чтиво более всего напоминает какой-то эротический (а вернее - порнографический - в плохом смысле слова) роман/фильм. Спариваются все со всеми. Если этого не происходит (в "свободное от работы время", так сказать), то это или обсуждается, или преподносится читателю как... сказки да побасенки. XVI век?Алексей Михайлович? помилуйте!Да то ж для антуражу, не более!
И еще. Рискну сравнить "Крест" с фильмом "Овсянки", который выиграл последний Венецианский кинофестиваль. Точек пересечения очень много.
И, глядя на них, становится еще грустнее. Потому что появление такого продукта, как роман Колядиной или упомянутый фильм, стало тенденцией. Потому что ТАКОЕ поощряется западными и нашими критиками.
Страшно.

Комментарии


Я читать пыталась, но "ниасилила". Не могу, не лезет. То ли толерантности мне недостает, то ли ЧЮ подкачало.


Я писала рецензию, когда добралась до половины ЭТОГО. Правда, потом еще сколько-то отчитала...Горда собой. )
Прекрасно Вас понимаю


Да, страшно. Как почитают потомки за что у нас премии давали - решат, что ничего более путного и не писалось..


Если после такого наши потомки вообще будут что-то читать...


Ох и напугали Вы меня...не знаю что теперь делать - то ли прочитать хоть пару страниц для еще большего устрашения, то ли пощадить свою психику.


Попробую чуточку Вас успокоить: вторая половина этой книге куда лучше первой. Она и глубже, и почти не пошлая...
Но редкая птица долетит до середины "креста"...


Одна из поклонниц этой книги сказала что-то вроде: "Ругают книгу, прочитавшие первые 5-6 страниц, а если бы вы набрались терпения и заставили себя читать дальше, то убедились бы насколько это глубокое произведение..."

Я вот только одного не понимаю. Почему для того, чтобы убедиться в гениальности автора и произведения нужно насиловать свой мозг заставлять себя читать. Хорошие книги хороши с самого начала...


Автора, конечно, можно попытаться понять: допустим, ему хотелось эпатировать публику. Отсюда и начало - словно обухом по голове.
Но зачем было уделять этому добрую половину произведения? Ведь у читателя (сужу по себе) ощущение такое, словно его изваляли в грязи. А если он, читатель, доберется до конца и увидит, что вторая половина книги совсем другая - возникает еще и справедливая злость/обида на автора.

Согласна с Вами.