Больше рецензий

russell67

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 мая 2017 г. 00:34

436

5

Денег много не бывает. У того, кто не знает, куда их деть, не денег слишком много, а фантазии маловато.


Очень необычный и несвойственный Бенксу роман о жизни, скитаниях, страданиях и мытарствах Дэниэла Уэйера. Книга, наполненная музыкой, рок-н-ролом, сексом, наркотиками и самоуничижением, которое в сочетании с рядом тяжелых жизненных трагедий и прочих перипетий приводит автором к мысли, идеи о самоубийстве героя, и лишь светлая память Кристины, и доброта Джинн позволяют разбудить настоящую и всепоглощающую любовь к окружающей жизни. Это чувство умирало в герое на протяжении всей этой истории. Нелюбовь к самому себе. Самоунижение и бичевание. Несмотря на статус, признание, и всемирную любовь многочисленных поклонников. Его фанаты очень любили его. И именно он вдохнул жизнь во всю их музыкальную группу. Но он единственный не верил в себя. Огромный урод. Искал в себе человеческие изъяны, и по сути каждый несчастный случай, и гибель близкого друга связывал со своим внутренним несовершенством. Нескончаемом невезением. Он приносит несчастье. Ему не нужна жизнь, деньги, статус и положение. Он абсолютно полностью разочаровался в окружающей жизни. И только, когда он от всего этого окончательно и бесповоротно отрекся - жизнь заиграла новыми красками. Настоящая перезагрузка.

В книге последовательно и поэтапно рассказывается вся недолгая жизнь музыкальной труппы главных героев. Мы погружаемся в мир кокаина, токсикомании, рока, музыки и молодости бывшего рок-идола- на редкость, до раздражения закомплексованного героя этого времени. Мир, в который каждый из них влюбляется без остатка. Это красивый, насыщенный, но и жестокий, и кратковременный мир. Описания сильно напоминают прозу Вернона Салливана, и порой отдают блюзами Мураками. В книге очень много ссылок и отсылок Английскому языку, нравам и крылатым выражениям Шотландии. Вспоминаются знаменитые музыкальные группы. Мы узнаем много подробностей из жизни рок звезд. Как это было стать мировой звездой и не потеряться в толпе вчерашних фанатов.
И религиозный вопрос. Фанатичные протестанты, которые готовы разорвать любого рок -идола на куски, и распять прямо на месте. Провокация, которую в виде шутки придумал главной герой, и посоветовал Кристине. Крист распятие....

Невинная шутка оказалась выгодным пиар ходом для одной из возлюбленных, которая когда то привела его в труппу, и настояла на его главном участии в судьбе здешнего рок-н-ролла. Она же стала страшной трагедией, которая очень сильно подкосила, но и отрезвила рок идола. Позволила ему не сойти с ума и двигаться дальше.

Старый рок идол, напевавший когда -то
Тысячи песенок про любовь,
Крутился всю ночь на гостиничной койке,
Как грешник на сковородке:
Какой то садист за стенкой
Гонял его старый хит.


Роман о музыке, о взрослении, любви, наркомании, и о внутренней борьбе, о причинах, которые заставляют Дэниэла проживать каждый следующий день. Воля и любовь к жизни. Внезапно и неожиданно загоревшийся на улице отчаяния свет, вот о чем вся эта книга.

Шероховатости, нудные, но комичные сцены в книге так же присутствуют, но мне они в целом не испортили общего впечатления. В романе напрочь отсутствует модернизм и жестокость, которой славится проза Бэнкса. Без излишних нелицеприятных подробностей. Этим книга, на мой взгляд, выигрышна и хороша.

Роман, наверное, даже хочется перечитывать. Половину книги мы гадаем и потом узнаем почему герой Бэнкса хочет покончить собой, потом сомневаемся, сведет ли он все-таки все свои счеты с жизнью, и в итоге получаем надежду. Как будто о том же самом пытается писать тот же Джонатан Троппер в своих очень неоднозначных произведениях. Но пишет он слишком пошло, грязно и весьма карикатурно. А Иену Бэнксу все-таки удалось написать настоящую жизнь бывшего рок музыканта.

Только это был совсем невеселый смех, смех горького осознания, что жизнь не придерживается правил честной драки и ничуть не гнушается пнуть упавшего - не со зла, а просто чтобы не забывал следить за спектаклем, а с этим смехом, как обухом по голове, пришло откровение, что нет реальной границы между трагедией и комедией, что это просто ярлыки, которые мы наклеиваем на неподвластные нам последствия нашего участия во вселенском данс-макабре , различные точки зрения на одно и тоже - различные для различных людей, для различных времен, да и просто для различных настроений взирающего...