Больше рецензий
4 мая 2017 г. 23:45
478
0 Свинология
РецензияДобро пожаловать на хутор Ивана Абрамыча Жмухина - "печенега", "знаете ли", "вы мне надоели". В свободное от поездок в город время Иван Абрамыч терроризирет жену, сетует на отморозков-сыновей и философствует. Если решитесь заночевать у него в гостях, никогда - слышите, никогда! - не отвечайте на вопрос:
- Вы спите?
Ибо если Вы ответите, этот усатый клещ вопьется в Вашу душу и начнет сосать из нее кровь, отравляя своим зловонным ядом. И утром Вам ничего не останется, как обругать гостеприимного хозяина в меру Вашей кротости.
Чехов с присущим ему мастерством рисует фантасмагорическую картину нравственной духоты, источаемой одним-единственным человеком. Лично мне Жмухин видится эдаким муравьиным львом, окопавшимся в центре песчаной воронки и готовым заключить в свои объятья каждого встречного.
Есть еще вариант Жмухинской аналогии в животном мире, впрочем. На который нам непрозрачно намекает сам рассказ. Нам так ярко рисуют образ свиньи, которой ну никак не следует давать свободу, что невольно проведешь параллель и ахнешь - да ведь печенег и есть, в некотором роде, та самая свинья, одаренная свободой, вольная делать что ей вздумается и действительно портящая все, до чего дотягивается - то вдову убитого князя выпорет, то жену доведет до состояния приживалки. И все время жалобы, жалобы, жалобы, спесь и гордыня. Философ, значительный человек, чего уж там.
Показательно, что Жмухин боится смерти - ну вот чего бы ему ее бояться с такой-то жизнью? Не знаю, почему, но вот руки чешутся протянуть ниточку от печенега к "герою" "Записок из подполья".
Показательно также, что, боясь смерти и "задумываясь" о душе, Жмухин смеется над религиозностью жены, а раздумывая о подвиге, которым не плохо было бы на старости лет "поправить свою карму", выбирает между отказом от мяса и пешим паломничеством, не замечая, что плацдарм для подвига ждет его уже много лет под собственной крышей.
Еще показательно, что смеясь над религиозностью жены, Жмухин проникается уважением к "зацепке" гостя - вегетрианству и жаждет себе чего-то подобного. Чтоб "кротости, душевной тишины и уверенности в себе"
Кроме того показательно, что наплевав на своих домочадцев, Жмухин, свинья такая, лебезит и стелется перед каждым гостем, изображая из себя серьезного, думающего человека - и ведь совершенно при том искренно.
И тянется-тянется жмухинство из века в век, ниточками расчерчивая нашу необъятную родину. Отправится Иван Абрамыч в мир иной, а у него уже достойная смена имеется - в двойном, так сказать, размере.
Читаешь-читаешь, глаза на лоб лезут от возмущения. А потом в дрожь как бросит - а я? А во мне нет ли "жмухинства"? И бежишь в себя с фонарем, топочешь, рыщешь, высматриваешь. И скорее всего в какой-то степени находишь. Ну это не беда - предупрежден, значит вооружен. Надо выдохнуть, расправить плечи и
⚠по капле выдавливать из себя "печенега".⚠
Комментарии
Чехов - очень даже и подлостевед. Каких только типов не найдешь у него!
Я когда читал Вашу историю об одном из рассказов, подумал, вспомнил "Записки из подполья", хотя Вы там не упоминали их. Здесь - ниточка. Надо мне снова перечитать их. Я писал какой-то отзыв, вроде как и искренне, но что-то там ускользнуло.
Так что спасибо за напоминание.
Спасибо Вам - за комментарии.)
)))!!!
Вы отличное понятие подарили: "жмухинство", жаль народ не знает. Наверное, рассказ мало известен. С уважением.