Больше рецензий

4 мая 2017 г. 13:22

495

5

... перед тем как понять, какую пьесу перед тобой разыгрывает эволюция, необходимо сначала увидеть актеров, то есть виды.

Дело ваше, как относиться к высшему баллу выставленному научно-популярной книжке человеком, для которого палеоантропология - это что-то вроде сферического фестиваля Lollapalooza. Кто-то лабает нечто альтернативное и мозговзрывательное, кто-то из года в год уверенный хедлайнер, кто-то по старинке выходит на бис с набившим оскомину хитом, кто-то снимает сливки со стандартов, выдавая очередную кавер-версию, этот знает три аккорда и вообще непонятно, почему он не на "Нашествии",этот виртуозно ломает инструменты, этому грозит овердоз регалиями, а тому не помешало бы самоубиться во благо науки. Можете не сомневаться, за каждым пунктом этой легкомысленной классификации стоят реальные живые или мертвые люди. О тех и других здесь до времени ни слова не будет. Слово о Иэне Таттерсале, чья книга, если не отступать от принятой терминологии - безупречное олдскульное соло, а заслуженное место автора - в Зале славы рок-н-ролла. То есть палеоантропологии, да. Пора бы к ней вернуться.

А палеоантропология, меж тем, из парадоксально консервативной дисциплины за какое-то столетие с небольшим лишком превратилась в арену непрерывных споров, избыточных и ненужных наименований, зарождающихся и задыхающихся гипотез и фантастического количества находок, которые ученые порой просто не успевают рассортировать и определить в нужный шкаф на подходящую полку. Элегантная систематизация и грамотное обобщение - как раз и есть любимый конек обаятельнейшего куратора Американского музея естественной истории и лемуролога (с ума сойти! людей с такой специализацией пересчитать - пальцев одной руки много).
Он рассматривает запутанную историю происхождения человека сквозь призму странной и непоследовательной истории антропологической мысли, не увязая в спорах тупоконечников с остроконечниками, продуктивно использует альта виста (не поисковик, но способ мышления). Его собственные выводы не слишком революционны:

- Homo sapiens - это всего лишь один из нескольких (ныне вымерших) видов из рода Homo
- под "человеческой эволюцией" я имею в виду эволюцию всего семейства гоминидов. Но при этом я назову гоминида человеком только в том случае. если он принадлежит в роду Homo
- значительная часть пережитых нами эволюционных изменений определялась не репродуктивной борьбой между отдельными особями, а жесткой конкуренцией между популяциями и видами
- очевидно, что наш вид обладает какими-то беспрецедентными характеристиками, которые одновременно делают его нетерпимым к конкуренции и способными устранить ее

Казалось бы, эка невидаль. Но в мире, где хорошо сохранившаяся нижняя челюсть - отличный повод проставиться, еще обитают персонажи, одержимые морфологическими вариациями в рамках одного вида, для которых эволюция линейна, человек - эксклюзивный, трудолюбивый, целеустремленный и одинокий - героически бредёт тысячелетиями от примитивности к совершенству, оберегаемый подслеповатой фортуной, а палеолит не залит кровью по самый верхний (последнее - bon mot Евгении Тимоновой, мне чужого не надо). Но вся эта концепция выглядит дремучим антиквариатом на фоне ревизии современных знаний, устроенной Таттерсалем.
Не являясь бесспорной и вовсе не претендуя на окончательность, книга воодушевляет, как весенняя генеральная уборка - смахнуть паутину и вымести древнюю пыль из темных углов. А еще она явилась неожиданным источником классического английского юмора, тщетно разыскиваемого в более очевидных местах.
Постер с генеалогическим древом гоминид и автографом звезды, к сожалению, не украсил мою стену. Но подписка в твиттере дала потрясающие результаты - теперь я знаю, когда Ph.D съел лучший roast в своей жизни.

А в девизе "Live fast, die young, leave a good-looking corpse" как никогда актуальна последняя составляющая.