Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

1 мая 2017 г. 07:36

5K

3 О РИТУАЛЬНОЙ МАГИИ.

картинка majj-s

"И этот интеллигентный человек бубнит без остановки: "Орально, анально и наконец вагинально". Четыре слова, никакого смысла в них нет, а мерзости хоть отбавляй"
Валерий Золотуха "Свечка".

"- Что это - "чернуха"?
-Ну Кобо Абэ, Юкио Мисима... Это где все самоубились, съели друг друга, прогнили, полностью разложились и в таком виде куда-то пошли"
Анна Коростелева "Цветы корицы, аромат сливы"

Если искать чернуху не в японской, а в российской литературе, на первом месте стоит Сорокин. Никого, более шокирующего и откровенно далекого от гуманности, представить невозможно. Кобо Абэ, с его записной мизантропией, кажется в сравнении с Владимиром Георгиевичем, малышом из песочницы перед сплошь татуированным громилой с украшениями в виде черепов. И что интересно - все сходит с рук. Любого другого за десятую часть (за сотую) сорокинских писаний объявили бы сумасшедшим садистом порнографом, а он обласкан и увенчан всеми возможными лаврами и в статусе Высокого Стилиста российской словесности. Как здесь не поверить в магию?

Какая магия, что ты несешь, просто везет мужику. И еще: одна часть таланта плюс девять частей трудолюбия - все по формуле. Так-то да. По формуле, вот и я о том же. Почти любая гармония поддается поверке алгеброй, кроме разве, божественной - та нисходит свыше и вкладывается в творца Творцом, но об этом здесь и сейчас говорить негоже, потому - совсем не наш сегодняшний случай. И каков же наш? Жертвоприношение. Потому что поскреби любого цивилизованного человека и внутри найдешь дикаря. С тех пор, как мы с деревьев спустились прошли миллионы лет, а с тех, как перестали поедать себе подобных - тысячи и в генетической памяти напластования животной дикости соотносятся с осознанным отношением, как основание айсберга с его верхушкой.

Тот, кто умеет обратиться к этой темной (не потому, что зло, а потому что темна, скрыта от нас) материи напрямую, получает мощный инструмент воздействия и если кто-нибудь сейчас подумает: "ух ты, как все просто!",тот очень ошибется. Потому что "просто" и "примитивно" совсем не синонимы. Слышать бубен нижнего мира и камлать его посредством дано не любому. И хотя звук ритмичного удара, извлекаемого ловкой и натруженной рукой из обтянутого кожей бубна приятен бывает его обитателям, не он позволяет заручиться их поддержкой. И не воскуривание дыма от сожженных горьких трав.

Более всего ими ценятся три человеческих соли: кровь, слезы и пот. Но с последним - это как-то скучно, воля ваша, и тоскливо-галерная размеренность стоит за потом: вкалывай, не щадя живота своего, поливай солью черствый хлеб с отрубями из года в год, и никакой гарантии, что на определенном этапе скудная трапеза обернется скатертью-самобранкой. Тут уж как фишка ляжет - может и не срастись. Слезы проще, в смысле - результат быстрее, но это уметь надо: создать такое, что проникнет под кожу, заставит задохнуться от боли сопереживания и прольется слезами. Кому дано, а кому и нет (см. предыдущий абзац).

Остается кровь. Можно очень много пролить, а недостающие ингредиенты (все по формуле, не забыли?) заместить имеющимися в изобилии. Какими? Да вот кал и моча же: "Я плевать, плевать хотел! - затрясся старик, - Я срал и ссал на вас". Он еще на много всего будет то же самое делать в продолжение действа: " на эти вонючие деньги", "на твои сисяры потные". Вообще Сорокин больше специалист по твердому, так сказать, продукту. В обилии создаваемые им недотыкомки барахтаются в дерьме, едят (sorry) его, ползают. Что? Не вызывают сочувствия? Зато как много и разнообразно. Изобилие - наше все.

Он сделал свой выбор, кому и каким способом приносить жертвы. И все удалось. Я еще в творчестве Пелевина и Лазарчука ясно вижу тему жертвоприношения. Но там три изначальные соли, без замены. Соотношением отличаются и тем, насколько это ближе к бубну верхнего мира. Или скрипке, помните:

"Духи ада любят слушать эти царственные звуки. Бродят бешеные волки по дорогам скрипачей".

А у Сорокина - сердца четырех, спрессованные в кубики игральные.

Комментарии


Сорокин это не чернуха, это искусство, а вот чернуха в русской литературе это, например, Владимир Козлов. Тоже, кстати, Вова. Как и Сорокин :)


Чернуха-чернуха. И это не синоним треша. Просто цвет (хотя ВГ предпочитает коричневый).


Вообще-то основоположником жанра в нашей стране является, я думаю, Юрий Мамлеев :)
Продолжателей много, Сорокин -- один из этих многих.


Я не читала ни Мамлеева, ни Козлова и очень сомневаюсь, что когда-то почувствовую желание прочесть.
Только вот, ни об одном из них и слышать прежде не приходилось, а Сорокин на слуху. И увенчан многими лаврами. Мне было интересно составить представление об истоках силы, текущей в нем.