Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

30 апреля 2017 г. 16:31

111

2 Совиный хардкор

«Река ветра»
За 12 повестей цикла «Ночные стражи» о мире разумных сов ко всему уже можно привыкнуть – и к квазинауке, и к мистике. Но, открывая заключительную трилогию, Кэтрин Ласки нашла, чем удивить. Любопытство привело героев в новое совиное царство, скрытое полосой препятствий. В этом путешествии есть отзвуки арабских фантазий о Синдбаде. А само царство оказывается птичьим Китаем, в котором подражают не только языку, но очень смешно, почти пародийно культуре и философии. Совы здесь занимаются бескровными боевыми искусствами и ищут некое «цао».

Сконструировать подобие логова Цирцеи, созданного героем легенд Тео, чтобы обезопасить полумагических птиц, превратив их в павлинов, у Ласки получилось очень зрелищно. Правда, снова подвели примитивные параллельные сюжетные линии, которые пересекаются по геометрии Лобачевского, а затем снова расходятся. Если бы это была детская сказка, то можно было бы понять. Но кровожадность и достаточно серьезные вопросы о власти и предназначении живого существа в этом мире адресованы подросткам. При этом подробный и насыщенный событийный ряд делает практически всех персонажей схематичными. Много внимания уделено новому герою и его непростой биографии, который повторяет во многом предыдущего центрального персонажа – Корина. А Сорен со всей командой и вовсе сведены на уровень подателей реплик. Попытка вдохнуть еще один нервный импульс в историю, которая уже закончилась, осталась на уровне тика.

«Обман»
Вот только вдохновишься героем, который, будто Гаутама, отрекся от роскошной неги дворцов, чтобы вступить в сражение с силами зла, как злобная Кэтрин Ласки превращает его в одно из самых мерзких чудовищ своей саги о «Ночных стражах». В предыдущей повести Стрига появился как затравленный изгнанник, мужественно спасший ребенка. Но в «Обмане» оказалось, что он просто-таки реинкарнация Гримы Червоуста. Внезапно (!) Стрига завладевает всеми помыслами совиного короля и приводит Древо в уныние, а вокруг зажигаются костры святейшей инквизиции с человеческими (ой, простите, совиными, жертвами). Хорошо, что Ласки, паля книги тачкамии пачками, не скрывает своего оммажа Рэю Брэдбери. Ее можно было бы обвинить в нелогичности – с чего вдруг трепетный герой оказывается могущественным исчадием ада? Но пути для отступления есть – голубые «китайские» совы произошли от хагсмар, в постапокалиптическом мире Ласки полуволшебных мутантов. И тогда чему же может научить юного читателя такая история? В первую очередь, не поддаваться фанатизму. Очень точно и стремительно писательница показывает, как распространяется среди обитателей Древа новое учение. Оно, конечно, весьма нелепо и непродуманно, Ласки берет лишь эффектами скорости, масштаба и уровня жестокости. Но в финале повести борьба с излишествами заключает союз с нацизмом из предыдущих повестей. Читателей ждет финальная битва за свободу.

«Война углей»
Джон Р.Р. Толкин научил нас, что в финальной битве должны подняться все народы на борьбу со злом. Только так можно победить проклятый фашизм. Ирония не в отношении Профессора, конечно, а Кэтрин Ласки, которая в последней повести саги о «Ночных стражах» использовала этот штамп. Умные животные (напомню, что это не фурри, а наследники постапокалиптического мира, по сути, мутанты, берущие не только науку и быт, но и психологию человечества) устраивают кровавое побоище, один из подвигов которого – уничтожение огромного количества вражеских «плохих» яиц. Вздрогнули? А вот представьте себе, что стало известно – поколение такой-то нации воспитано и пойдет на уничтожение свободы во всем мире. И посылают отряд, чтобы уничтожить этих зародышей, детей – как хотите. Где границы нравственности? В мире Ласки очень много спорного и непродуманного – так она ради комичности создает расу тупиков, тупых от рождения. Что это за шовинистические высказывания? Это такой смех, например, над новозеландскими аборигенами, которые до сих пор занимаются только охотой и не признают благ технократического мира?

Совы бьются за свободу с националистами (при монархическом строе!), имеют домашнюю прислугу по расовому признаку. Грозные и независимые страховолки, вроде бы харизматичные, имеют строгую тоталитарную иерархию, основанную на подчинении и унижении. Белые медведи легкомысленно относятся к институту брака. Это все наблюдения за природой. Но читают-то люди! «Война углей», как и вся сага, обрушивает на юных читателей оправдание военных преступлений и прочего насилия, а система «традиционных ценностей» не особо-то ясна. Иронии подвергаются и любовь, и высокий интеллект, свобода творчества. Все какие-то более-менее знакомые ориентиры Ласки доводит до карикатурных, гипертрофированных размеров. Тот случай, когда хочется ввести цензуру: детям читать вредно, взрослым – скучно.