Больше рецензий

Kaia_Aurihn

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 апреля 2017 г. 22:53

672

5 Под созвездием Ткачихи

Восток у нас считается настолько тонким делом, и даже один китайский антураж заставляет насторожиться: странные они и традиции у них непонятные... А если к этим "инопланетным" традициям добавить мистику, шаманов, духов и бескрайнее звёздное небо... От одной мысли дух захватывает!
Впрочем, стоит отдать должное Гаю Гэвриэлу Кею, в придуманном им Катае всё выстроено на самых прозрачных началах. Вполне реальный государственный экзамен в столице, дозоры на Великой Стене, набеги варваров, служба и развлечения повторяют земное средневековье. Мир, подчинённый строгой иерархии, где каждый знает своё место, и в то же время мир множества обходных путей и подводных течений.

Пример: Возьмём траур. Родственники умершего удаляются оплакивать того на несколько лет. Для одних это повод своевременно удалиться в напряжённый момент, для других - способ избавиться от соперника, третьи обойдут запрет, записавшись на военную службу...

Но этот пример не совсем удачен. Гораздо лучший путь - использовать женщину. Не смотря на то, что сюжет как будто "мужской" (всё крутится вокруг государственных забот, обеспечения армии конями, главные действующие лица - мужчины, начиная от слуг и заканчивая министрами и императором, да и сам главный герой Шень Тай того же рода!) даже в политике чувствуется женская рука. Выгодное замужество - чем не политический шаг? И чем не мотив ревность к прекрасной наложнице? Такое суждение кому-то покажется однобоким, но мне видится главной идеей "Поднебесной" не преданность и не верность, не героизм, не смелость. А небезнадёжность положения женщины. Бесправная, обязанная подчиняться строгому этикету, девушка отправлялась в семью мужа, вела хозяйство, всегда незаметная и почтительная, так? Или же бедняжка попадала в бордель и "продавала весну" кому ни попадя, пока не теряла привлекательности, правда? Но и у "живой вещи" при должной смекалке и силе характера могли появиться ниточки власти. От женских чар не ограждён даже император, что уж говорить о министрах, чиновниках, военных.

Слава Кею, персонажей в "Поднебесной" гораздо меньше, чем её многочисленное население. Я даже наконец разобралась в именах и ни разу за 600 с лишним страниц не запуталась в них! На первых ролях трое детей семейства Шень: два брата и младшая сестра. Активно участвуют поэт Сыма Цянь, первый министр Вень Чжоу, наложница императора Вень Цзянь, наёмница Вей Сун, сын императора Шиньцзу (простите, просто приятно их перечислить, хотя при наличии списка всех действующих лиц в конце романа это мягко говоря, бесполезно). Есть и совершенно эпизодические персонажи, но поданы они так, что запоминаются наравне с основными, поскольку в каждом штрихе проявляется их история. Главная необычность - взгляд как бы изнутри: вдруг за пару страниц узнать сокровенные мечты обычного катайца, прочесть его мысли, увидеть Тая его глазами, прожить его жизнь ровно до сего момента и... оставить человека на пороге собственной долгой истории. Под каждым героем наслаивается его судьба, подпирают сзади переживания и личные цели - и вот он, объём - буквы на бумаге обретают жизнь.

Нельзя сказать, что идеи у Кея родились "из головы": отношения книжного двора - результат скурпулёзного анализа придворной истории Древнего Китая. Если вы уже прочитали "Поднебесную", то вероятно вам покажется знакомой история Ян Гуйфэй:

Ян Юйхуань сначала стала женой танского «принца» Шоу-вана (кит. 寿王), одного из сыновей императора Сюань-цзуна — Ли Мао (кит. 李瑁). А позже её полюбил и сделал своей женой сам император. Во время восстания Ань Лушаня Сюань-цзун был вынужден бежать из столицы и, по настоянию охраны, велел задушить возлюбленную, — из-за обвинений в том, что её кузен-канцлер Ян Гочжун поддерживал повстанцев.

Или покажется знакомым имя Сымы Сян-жу, ханьского поэта, соблазнившего дочь вельможи красавицу Чжо Вэнь-цзюнь (тоже знакомое имя?) и прожившего с ней в ладу до самой старости. (Сыма Цянь тоже существовал - этот выдающийся историк написал монументальный труд "Ши Цзи" ) А Ван Чжао-цзюнь - наложница императора, отданная в жёны правителю сюнну, но по дороге бросившаяся в реку? Прототипы всех хитросплетений сюжета на поверхности, но лишь недюжинный талант позволяет скомпоновать их в одной книге.

Только не надо забывать, что "Поднебесная" лежит в разделе фэнтези. Му Лань - известный персонаж, но целый воинствующий орден, где женщины наравне с мужчинами машут мечами - к сожалению, красивая выдумка. Как, естественно, выдуманы заговоры шаманов, колдовские лебеди и подземные наскальные алтари. Как обыграна легенда о женщинах-лисах и волке-оборотне. Как... В общем, сказочные элементы тоже присутствуют. Но не совсем в том качестве, как обычно в фантастике. Да, они движут сюжет, но не оживляют. Мистика здесь - не палочка-выручалочка, а закон и символ. Иногда она косвенно пытается объяснить сложные явления, усиливая эффект присутствия в мире книги за счёт принятия мировоззрения средневековых людей. Но гораздо чаще она выступает поэтическим образом. Вместе с повсеместно читаемыми стихами она возвышает отдельных персонажей: понимаешь, это уже не "приключения одного мальчика", а образ. Встреча Шень Ли Мэй с нарисованным конём - уже не часть погони, а "островок" для философского рассуждения: быть может, это проблема определения дозволенного? Или нечто другое? Пиши кто школьное сочинение по этому роману, вторая пещера несомненно обрела бы сакральный смысл, соответствующий побуждениям вдумчивого читателя. Возможно, сама обстановка книги настраивает на неспешность и вдумчивость вопреки довольно напряжённому развитию событий.

В итоге для меня "Поднебесная" Кея поведала романтическую историю о сильных, но изящных и знающих своё место, властных женщинах и стала значимым событием этой весны. А что она расскажет вам?

Долгая прогулка 2017
Команда "Книжная полиция S.K.N.A.": SvetaYa , Kaia_Aurihn , Nastena0807 , Catarrina .