Больше рецензий

memory_cell

Эксперт

Обыкновенный читатель

19 апреля 2017 г. 15:11

314

4

Пират, забудь о стороне родной,
Когда сигнал "к атаке!" донесётся.
Поскрипывают мачты над волной,
На пенных гребнях вспыхивает солнце.

Земная неизвестна нам тоска
Под флагом со скрещенными костями...
И никогда мы не умрём, пока
Качаются светила над снастями!

Как только один человеческий индивид попытался переплыть через речку с добытым хоботом мамонта, нашелся второй индивид, который, угрожая первому дубиной, этот хобот отобрал.
Пиратство – ровесник и постоянный спутник человечества.
Но были в истории времена, когда пиратство не просто процветало, но являлось почти что движущей силой.
XVI - XVII века. Время завоевания и передела Нового Света, золотое время атлантического пиратства.
Трудно поверить, но всего через 3 года после открытия Америки Колумбом в Испании был издан указ, разрешающий всем желающим снаряжать корабли на запад для открытия новых земель и добычи золота.
Желающие нашлись. И груженные золотом, серебром и жемчугом галеоны поплыли обратно в Испанию, став желанной целью для всякого рода любителей легкой наживы.

Корсар, флибустьер, капер. Не будучи синонимами, все эти термины относятся к людям, занимающимся морским разбоем – «нападением в целях хищения чужого имущества, совершённым с применением насилия».
Следовательно, все вышеназванные - пираты, но пираты разные.
Корсары и каперы были пиратами «узаконенными», работавшими по государственному патенту — официальному разрешению на захват и уничтожение неприятельских судов — в обмен на обещание делиться добычей. Причем, каперы должны были работать только в военное время и только против воюющей стороны.
Флибустьерами изначально называли пиратов, нападавших на испанские корабли. Будучи «вольными охотниками», они все-таки не брезговали для собственной безопасности каперскими патентами, при каждом удобном случае поворачивая оружие против патентодателя.
Каперские патенты выдавали многие государства –Франция, Англия, Испания, Голландия.
Просторы Балтики, например, бороздили пираты - каперы с патентами от Ивана Грозного!

В реальности все пиратские сословия были смешаны и перемешаны.
Европа постоянно воевала. Вчерашние друзья становились врагами, объявлялись войны и заключались перемирия. Соответственно, действия патентов оборачивались то против одной страны, то против другой, сроки их действия заканчивались и снова продлялись.
Да и вообще, у некоторых корсаров их было по нескольку штук сразу – против всех!
Словом, Атлантика была полна золотом и кишмя кишела пиратами всех мастей!

Дрожите, лиссабонские купцы,
Свои жиры студёные трясите,
Дрожите, королевские дворцы
И скаредное лондонское Сити.

На шумный праздник пушек и клинка
Мы явимся незваными гостями.
И никогда мы не умрём, пока |
Качаются светила над снастями!

А кем они были, как жили эти самые морские разбойники ?
Капитанами и офицерами были разные люди: бывшие офицеры, обедневшие дворяне и даже выходцы "из низов" - из матросов.
А матросы... В массе своей это были уроженцы прибрежных городов, выходцы из беднейшей среды, на корабли они попадали мальчишками, почти все они прошли через трудную школу юнг.
Тяжелейший моряцкий труд, теснота и грязь кубрика, нехватка воды, скудная и часто тухлая пища. Болезни и увечья.
Постоянная близость смерти, будь-то при шторме или в абордажном бою.
Доля при разделе добычи.
Портовые кабаки. И постоянное беспробудное пьянство.
Жизнь матросов на пиратских кораблях, и вообще жизнь матросов тогда была настолько тяжелой, что в соответствии с негласным кодексом при захвате судна пираты могли уничтожить всех офицеров, но практически никогда не трогали матросов – вот такая солидарность.
И в то же время в пиратской среде крутились большие по тем временам деньги.
Огромные деньги, просто несопоставимые с доходами крестьянина или ремесленника!
И все эти деньги чаще всего пропивались и проигрывались в первом же порту.
Пиратская вольница затягивала. Мало кто, неважно матрос он или офицер, заработав, бросал пиратство и возвращался домой к семье. Обычно, спускал всё до последней рубахи, и снова нанимался на корабль.
В XVII веке существовало даже что-то вроде пиратской республики на острова Тортуга - «береговое братство» флибустьеров, этакая межконфессиональная интернациональная общность.
К началу века XVIII в Европе начали приводить в порядок собственные дела и дела заокеанских колоний, стало ясно, что всякое пиратство здорово мешает торговле и развитию стран. Государства перестали выдавать каперские патенты, с пиратами стали все более последовательно и сурово бороться, «свободные» порты закрывались и приходили в упадок.
Золотой век корсаров и флибустьеров подошел к концу.

Вьёт вымпела попутный ветерок.
Назло врагам живём мы не старея.
И если в ясный солнечный денёк
В последний раз запляшем мы на реях,

Мы вас во сне ухватим за бока,
Мы к вам придем недобрыми вестями,
И никогда мы не умрём, пока
Качаются светила над снастями!

Конечно, пиратство никуда не делось ни в XIX веке (в Европе декларация о морской войне, запрещающая выдачу каперских патентов, была подписана только в 1856 году), ни в XX веке, ни сейчас.
Современные сомалийские пираты вооружены до зубов, оснащены спутниковой связью и сверхбыстрыми катерами; у них появились свои представители для общения с журналистами, профессиональные посредники на переговорах о выкупе, своя разведка. Их количество исчисляется сотнями и тысячами, а суммы выкупов разрослись до миллионов долларов.
Сегодня море в районе Сомали патрулирует самая мощная антипиратская флотилия современности — 35 военных кораблей из шестнадцати стран, и всё-таки Аденский залив остается одним из самых опасных мест на планете.

Курс на Тортугу: МФМ-22. Путешествие пиратов, корсаров, рейдеров.