Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

14 апреля 2017 г. 12:42

897

5

картинка majj-s

В каком месте? Простите мою непонятливость, но в каком именно месте мне должна прийти аллюзия к «1984» Оруэлла? Только не говорите пожалуйста, что называя свой роман именно так, господин Мураками не стремился вызвать у читателя совершенно определенные ассоциации — еще как хотел. И это был гениальный ход.

Идеальное попадание в десятку - сделать роман, увидевший свет в 2009 ретроспективой к событиям двадцатипятилетней давности (золотое сечение ретро); и такая удобная точка отсчета для изменений, произошедших с тех пор с миром: компьютеры, сотовые телефоны в близком будущем, но еще не стали частью реальности даже там, в высокотехнологичной Японии; зариновая атака Аум Сенрикё в токийском метро, а с ней и окончание эпохи спокойной приязни ко всякого рода сектам, только еще через одиннадцать лет. И главное (потому что это все-таки главное) -отсылка к Оруэллу..

Там книга о будущем, в котором всех ждет тотальный контроль и усредненная серость, тут - взгляд в прошлое, уже успевшее подсветиться радужным флером ностальгии и кажется, что свободы тогда было больше, а мир в целом куда ярче, беззаботнее и дружелюбнее к человеку (что неверно, но такая уж у ретро особенность). Хотя, что касается тотального контроля, ниточку к «1984» протянуть можно. Что есть членство в религиозной секте, как не добровольное делегирование стороннему лицу контроля над собственной жизнью и жизнью своих детей?

Вот с этого места подробнее пожалуйста. Хорошо. Смотри: есть ты сам и ты вправе решать, что делать со своей жизнью: хочешь, положи на служение высоким идеалам, хочешь, на удовлетворение амбиций, а хочешь — отдай в распоряжение руководству религиозной секты. Но есть еще те, за кого ты ответственен в глазах социума, бремя заботы о ком он возлагает на тебя. Вместе с преимущественным правом распоряжаться судьбой. Дети.

Нежность, питаемая мной, как читателем, к Харуки Мараками, определяется иррациональным "ощущаю как своего", но если попытаться исчислить ее источник, то он будет в пристальном, исполненном нежности, внимании к малым мира сего. Из которых самые малые и незащищенные как раз дети. И при всей ограниченности фрейдистской позиции, подозревающей источник любых проблем взрослого человека в его детстве, такой взгляд на вещи не лишен оснований.

Аомамэ и Тенго - здешние Герда и Кай, разлученные в детстве и два десятка лет искавшие друг друга, в чем-то так и остались детьми, хотя сумели вырасти. В полном соответствии с архетипом и законом затраченной энергии, девочка совершила потрясающий рывок, вытащив себя за волосы из болота, в котором должна была потонуть. Мальчик не оправдал ожиданий, он был вундеркиндом, так? Впрочем, нынешнее положение бывшего звезды школы и бывшей девочки-изгоя примерно равны. И за это тоже благодарна писателю - за глубокий внутренний реализм и правдивость его книг, насколько бы ни были они пронизаны магией.

Мураками не рассказывает сказок, в которых вчерашний чистильщик обуви сегодня гений-миллиардер-плейбой. Происходящее с людьми, подчинено глубокой и правильной, единственно верной логике: ты - это сумма твоих задатков, воспитания, личных усилий и того трудноуловимого, что зовется удачей. А вся странная магия, все непонятные маленькие человечки с их воздушными коконами и разделенными дочерне-материнскими ипостасями - это лишь антураж, декорация.

Герои нравятся мне, хотя с определенного момента их история становится фантастической и одновременно невыносимо сусальной "наша кровиночка!", О боги, яду мне! Кто по-настоящему интересен и кого невыносимо жаль в конце - детектива-интеллектуала Усикаву, зачем с ним так? И еще кое-какие чисто утилитарные вещи. Мне очень интересны были реалии японской жизни, вопреки глобализации, сохранившие уникальный облик Страны Восходящего Солнца. Мне, читателю, интересны рассуждения автора о литературе, философии и психологии, которые он вкладывает в уста героев. И я с интересом, хотя без восторга послушала симфониэтту Яначека. Спасибо, сэнсей Мураками, вы расширяете мои горизонты.

Ветка комментариев


О! Про Усикаву я тоже знаю историю, и задолго до Мураками :)))

Машенька стала посещать детский сад, и родители заметили: после обеда она теперь потягивается и говорит: "Усикава!"
Что такое? Невозможно понять. Решили спросить заведующую садом.
Та говорит:
-- А! Это Мариванна, воспитательница! Она всегда, как поест, потянется и говорит: "А теперь мужика бы..."

Ну зачем вы так! Тем более, что говорила девочка: "Мусикапы".
А здешний Усикава необычайно уродлив, ко всему. И жизнь никогда не поворачивалась к нему той радужной стороной, которой то и дело поворачивается к вам или ко мне. Я вашу книжку читаю, кстати, вчера начала. До третьей главы дошла. Хотя ее только глазами, без аудиосопровождения, там какой-то немыслимый, почти киношный объем накачался и голоса в радиопостановке не такие, как те, которыми читают чтецы аудиокниг. Не вполне совпадает текст.


Мне следовало догадаться, что вы знаете эту историю :)))
А книжка не моя, к сожалению. Она Дугласа Адамса, а я её просто люблю :)


Пьют. Много.


Это только один эпизод, они больше не будут до самого банкета в "Ресторане 'У конца Вселенной'" :)


Обнадеживает. Не, классно. Правда английский у меня не такой, какой позволяет полной мерой оценить игру слов. Но ситуации - да. С бульдозером и предложением лечь в грязь, пока мы с другом пойдем по пивку.


Сейчас там ещё ТАКОЙ бульдозер в небе появится :)))
Надо будет перечитать. Раньше я эту историю знал близко к тексту, но теперь с ужасом понимаю, что даже имена забыл... 20 лет с тех пор прошло или около того...


А перечитайте. Я стану у вас спрашивать некоторые вещи.


Думаю, не успею за вами. Хочу Ивлина Во дочитать, а то после перерыва забуду дурацких английских аристократов, которые там присутствуют в богатом ассортименте с весьма сложными между собой связями :(((


Читайте вашего Во, я после "Офицеров и джентльменов" туда не ездок. Одно только место оттуда люблю, как Гай лежал в госпитале после страшного плавания.


Я только Незабвенную читал, и мне очень понравился чёрный юмор :)
Нынешняя книга пока меня не особенно радует, я 1/4 прочитал, надеюсь, дальше повеселее будет...


Я помню Незабвенную, мы с этого начали разговаривать. Но вот я вам сейчас один умный вещь скажу, только вы не обижайтесь)). При всей моей нелюбви к Ивлину Во, он хороший писатель. Года три прошло с тех пор, как читала, а герои живые. Вспоминаются.


Не обижусь: "Мимино" тоже смотрел :)))
Кстати, в "Мимино" съёмки гор с вертолёта не уступают всякому 3D современному, если смотреть в кинотеатре с правильного места. Это не говоря уже о смысле, разумеется, который с любого места даст 100 очков фору очень и очень многим :)


Я смутно помню там горы. Может потому, что не ценитель визуальных эффектов, я аудиал.


Вы сидели на неправильном месте :)
Это было в кинотеатре "Россия" (ныне "Пушкинский", кажется) в первом ряду балкона по центру. С этих нескольких мест видно как раз то, что задумывал оператор. Я всегда старался эти места занять.
Не знаю, есть ли там сегодня вообще балкон... Давно не хожу ни в какое кино...

Зато вчера посмотрел "Преступление и наказание" Дмитрия Светозарова. Очень странно, что каким-то странным образом пропустил этот фильм в 2007 году. Кино классное. Как раз для аудиалов, поскольку смотреть там практически не на что. Получил удовольствие и ни капли не жалею о прошедших восьми часах :)


Па-растите, восемь часов? А-а, сериал, а то я уж испугамши чего-то концептуального. Светозаров классный. Он такое мрачное-мрачное кино снимает, теперь вспомнила.


А я фамилию Светозарова услышал впервые в жизни. Кино почти не смотрю, предпочитаю книги.


Ну что вы, неужто мимо вас могло это пройти?Я в свое время и "Улицы" и АНБ смотрела. И помню, что был повод пару лет назад специально понять, какой он режиссер, какое кино делает, это с того момента запомнилось, что мрачное. Хотя что именно служило поводом теперь не могу вспомнить.


Я знаю, что вы любите и кино тоже. Я не люблю. Долго рассказывать, почему не люблю. Надо будет написать уже об этом на личной странице и ссылаться на неё, всякий раз как заходит речь о кино :)


Вот и напишите, очень интересно, что такое должно случиться с человеком, чтобы он стал не любить кино. Хотя вообще-то я книги тоже больше.


OK, сейчас напишу. Мне на это примерно полчаса потребуется, тогда дам ссылку :)


Почему я не люблю кино: тут :)


Вот же ж! Зачем вы ходили на поросенков бейбов и осьминогов с фаллическими щупальцами?
И скажите, в начале это ведь не в "Любовное настроение" Вонга Кар Вая камень? Потому что я это кино люблю всем сердцем и никак там не спутаешь никого ни с кем.


"Любовное настроение" не смотрел :(
Про Вонга Кар Вая слышу впервые :(
Кино со мной обсуждать нет никакого смысла :(


Упаси меня Боже от обсуждения. Долг платежом красен.


Спасибо :)