Больше рецензий

Anonymous

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 апреля 2017 г. 13:07

644

4

Книги Бэйнбридж какие-то неудобные, непонятные, легкомысленно глупые и неизменно трагически оканчивающиеся. Эта - не исключение.
Бутылочная фабрика - это разливочный цех вина. Как утверждала Фреда, главная героиня книги, это всё было одно вино, оно поступало откуда-то из подвала, разливалось по бутылкам и работники приклеивали этикетки - сегодня это Божоле, а завтра - чуть более розовое розе анжуй. Её начальник, мистер Росси придерживается другого мнения - он говорит, что вино очень хорошее, поскольку качество вина подтверждается репутацией и авторитетом хозяина фабрики - мистером Паганотти. Да, почти все, кроме Фреды, её подруги Бренды и водителя Патрика на фабрике - итальянцы, которые только недавно приехали в Англию, плохо говорят по-английски и уж совсем не адаптировались к местным традициям. При таких обстоятельствах всё-таки начинаешь думать, что французское вино у итальянцев может быть и не такое хорошее...
Так вот, для работников фабрики организуется большое событие - выход на пикник. Собственно, вся книга, совсем небольшая, - это как бы описание одного этого дня, ну с небольшой подводкой к нему и заметанием последствий на следующий день. В один день произойти может очень многое. Как и в других книгах Бэйнбридж, здесь присутствует шокирующее пренебрежение к чужой жизни. Ужасен человек, рука которого поднимается отнять чужую жизнь - здесь нет места для разночтений. А вот как относиться к человеку, который допускает преступление, который заботится только о своей шкуре и не по злому умыслу, но из-за полного пренебрежения чужой жизнью подставляет другого человека, накаляет обстановку, оговаривая другого, чтобы выгородить себя? При этом сами эти персонажи всегда неоднозначны, всегда можно сказать, что тут были смягчающие обстоятельства. Ну вот если человек невысокого роста обхватил высокого человека, а тот отшатнулся, оступился, упал, утянув за собой преследователя, неудачно приземлился, сломав себе шею, как тут можно кого-то винить - ведь такое могло случиться с кем угодно. Это логика Бренды, хотя читателю, конечно, она логичной не кажется: неслучайно Бэйнбридж ввела в роман иммигрантов - едва понимающих язык и совершенно непонимающих раскованных и свободных английских женщин. Для них их скромные женщины - священны, а английские леди сами напрашиваются на безуважительное отношение и даже насилие. Однако Бренда, которую властная мать вырастила жертвой, считает, что мужчина всегда прав, так что и логика достаточно хорошая. Всё вот так сложилось в тугой узел...
Небольшая по объёму книга, лёгкий язык - как щебет птички, поверхностные как бы глуповатые героини, даже кажется, что это фарс, и конечно же, шокирующий жестокий финал. Бэйнбридж не умеет разочаровывать.