Больше рецензий

PASEOS

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 апреля 2017 г. 11:03

562

4.5 Ламповый хоррор

Много раз уже говорилось о том, что оценивать сборники и антологии достаточно сложно, чего я, к примеру, ранее и не пытался делать, просто выставляя нейтральную оценку. Короткая форма - это прекрасный способ попробовать свои силы для начинающего автора, однако, в то же время, серьезное испытание для читателя. Сами посудите - сборники рассказов часто бывают очень "неровными" по качеству, и бывает так, что трудно расстаться с понравившимся, но очень коротеньким рассказом, однако, читая следующий, послабее, хочется отложить книгу в сторону. Я это всё к чему. А к тому, что вышесказанное к Джо Хиллу и его дебютному сборнику рассказов не относится.

Мне весьма сложно понять, почему в свое время ни одно американское издательство не взялось издавать эту книгу, воротя нос от "Призраков..." Одновременно это является показателем того, что сын не воспользовался статусом своего звездного отца и его связями, определенно, немалыми. И это не может не вызывать уважение к Джо Хиллу, который стал тем, кем он стал абсолютно самостоятельно, и если у кого-то возникают сомнения, прочитайте его книги и убедитесь сами. Так вот, в итоге "Призраки двадцатого века" были изданы в Великобритании, а Джо Хилл начал свой путь на писательский Олимп.

Что касается самих рассказов, то их в сборнике достаточно много, они довольно короткие и, надо отдать должное автору, очень ровные по качеству. Я с большим удовольствием прочитал все, хотя по-настоящему напугали только два - "Завтрак у вдовы" и "Маска моего отца", который немного похож по духу на "Коралину..." Нила Геймана. А одним из самых сильных, если не самым, показался рассказ "Добровольное заключение", трогательный, оочень таинственный и сюрреалистичный.

В общем и целом стоит отметить, что Джо Хилл почти не стремился напугать читателя в этой книге, ведь тут почти не найти жуткой жути и кровавой крови. Автор пошел другим путем, мягко обволакивая нас своим шелковым, шепчущим слогом и манипулируя определенными ниточками человеческой души, заставляя скорее задуматься, чем испугаться. Однако, несомненно, некоторые сюжеты были взяты из детских страхов и кошмаров, и они-то как раз и пугают более всего.

Некоторые истории трогают до глубины души. К примеру, рассказ "Хлоп Арт" о добром и воспитанном надувном мальчике, отвергаемом окружающими из-за его "необычности". Очень актуально и глубоко, несмотря на условно-казуальное допущение того, что на свет появился мальчик, внутри которого только воздух и даже есть ниппель для подкачки. Эта история о том, каково жить крайне необычному ребенку, для которого опасны любые острые предметы, но куда более опасны злые и потому тоже "острые" люди...

Весьма и весьма порадовало, что книга написана очень приятным, почти классическим языком и по стилистике изредка и совсем чуть чуть напоминает Лавкрафта, как, например, в рассказе о докторе, коллекционирующем в бутылках последний вздох (он так и называется - "Последний вздох") умирающих людей, который по ощущениям мог бы быть написан, скажем, в начале двадцатого века. Именно такой немного старомодный стиль написания стал, на мой взгляд, жемчужиной этой книги и придал ей некую "ламповость".
И ведь действительно, как приятно с блаженным выражением лица устроиться поудобнее с одеялкой и чаем в уютном кресле и читать этот "ламповый" хоррор. Именно такие ощущения я испытывал как раз, когда читал рассказы Говарда Лавкравта, и вот теперь - Джо Хилла. И вот так, сидя в теплом кресле, читая о смерти и ужасе, мы начинаем ценить жизнь и то, что мы имеем в данный момент, пусть даже это будет пресловутое одеялко, кресло, книга и умиротворение...

У Джо Хилла, определенно, получилось не оставить равнодушным своего читателя. Разумеется, одни его истории чуть слабее других, но это неизбежно, да и вообще, дело вкуса. У него есть свой собственный стиль, пусть и немного похожий на отцовский, но всё же, свой. Справедливости ради скажу крамольную вещь - в короткой форме Джо Хилл мне понравился чуть больше, чем Кинг, равно как и в более мягком, размеренном и ммм... джентельментском, что ли, слоге.
Как итог - твердая девятка!

P.S. Настоятельно рекомендую не пролистывать предисловие автора, ведь там он припрятал первый рассказ!

Комментарии


Скажите, а почему Вас напугал рассказ "Завтрак у вдовы"? По-моему, я его немного недопоняла, хотя он мне очень понравился.


Ну, как по мне, довольно жуткая история из тех, что рассказывают ночью у костра. Эта обходительная вдова, которая одела своего гостя в одежду покойника, странные девочки, то ли призраки, то ли нет, играющие в похороны. И их предложение главному герою сыграть роль покойника в их игре, т.к. он для этой роли одет. А дальше читатель покрывается мурашками и сам додумывает, что же всё-таки стало с тем мужчиной Киллианом.
По-моему, довольно жуткий рассказ! )))


Мне поначалу казалось, что рассказ закончится как-то хорошо, потому что главный герой познакомился с этой вдовой, которая отдала ему вещи покойного мужа (а у нас ведь вообще принято вещи покойника раздавать, поэтому мне это не показалось странным или страшным), объяснила ему, где найти еду и ночлег и все такое, так что концовка меня немного обескуражила. Сама не знаю, чего, но чего-то другого я ожидала. Ну, а все эти маленькие детишки всегда наводят жуть.)))


:-)
Вероятно, ожидался хэппи энд и любовь Киллиана и вдовы. Но это же хоррор. Так что, да, маленькие девочки с мертвенно белой кожей наводят жуть. ))) А в данном случае еще и открытый финал помогает поддерживать атмосферу чего-то странного, жуткого и неизвестного.