Flesa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 апреля 2017 г. 20:23

558

4

Самый производственный роман из всех производственных романов Хейли. Да, да. Он именно про массовое производство (в данном случае автомобилей). Есть тут и дизайнеры, и инженеры-разработчики, и рабочие на конвейере.

Сделала для себя несколько наблюдений :

Первое: все производства (не важно, что производят), везде (любой город, любой страны) очень похожи. Т.е. если убрать из романа «приключенческую часть», то да именно так оно и есть и атмосфера один в один.

Второе: при всей своей любви к описанию рабочих процессов Хейли производство (по крайней мере большое производство) недолюбливает на любом его уровне.
Почему я так решила?
Просто если в начале романа это :

— Чтобы работать тут, надо, конечно, любить автомобиль, — сказал Бретт. — Он должен стать для тебя самым главным. Дышишь, ешь, спишь — и все время думаешь об автомобиле. Просыпаешься ночью, и перед глазами у тебя возникает автомобиль — тот, что ты создал, тот, что хотел бы создать. Это твой бог. Твоя религия. И если ты этого не чувствуешь, — сухо добавил он, — тебе здесь не место.

Восторженное и пропитанное верой.

То в середине встречаем:

Даже Ролли был поражен, узнав, сколько людей курят марихуану. Он обнаружил, что больше половины рабочих выкуривают по две-три закрутки в день, причем многие утверждали, что только благодаря наркотику им удается справляться с ритмом работы на конвейере. “Боже праведный! – как-то в разговоре с Ролли воскликнул один его постоянный клиент. – Да разве выдержишь без наркотиков эту крысиную гонку?” Достаточно выкурить половину закрутки, сказал он, чтобы получить заряд на несколько часов.

Уныние и безнадежность.

А в конце:

– Да, конечно. Я считаю, что автомобильные магнаты, занимающиеся долгосрочным планированием в собственных интересах, палец о палец не ударили, чтобы как-то улучшить жизнь тех, кто на них работает.
– Возможно, раньше так оно и было, – возразил Адам. – Но теперь… Теперь все изменилось или быстро меняется к лучшему. Это бросается в глаза буквально каждый день – в отношении хозяев к существующим проблемам, в чувстве ответственности перед покупателем, в качестве выпускаемых нами автомобилей, в контактах с правительством, в признании самого факта существования потребителей. Сейчас это уже совсем иной бизнес, чем, скажем, два или три года назад.
– Хотелось бы верить, что это именно так, – заметил Бретт, – хотя бы потому, что вы в этом убеждены. Но я, к сожалению, не могу, и в этом не одинок. В общем, не хочу я больше гнуть спину.

и...

– Раз уж мы заговорили о том, кто кого будет кормить, – сказал Бретт, – я надумал открыть маленькое частное конструкторское бюро.
– Уверен, что ваше бюро очень скоро превратится в процветающую фирму, – заметил Адам. – Но и вкалывать вам придется покрепче, чем до сих пор.
– Вот этого-то я и боюсь, – вздохнул Бретт. И все-таки, подумал Бретт, он будет сам себе хозяин, отвечать только за себя. Именно к этому он больше всего и стремился, так же как и Барбара. Бретт окинул ее взглядом, полным любви, которая переполняла его душу. Какие бы испытания ни выпали им в жизни, Бретт твердо знал, что вдвоем они все преодолеют.

Надежда на то что все может быть совсем по другому.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!