Больше рецензий

Penelopa2

Эксперт

Эксперт Лайвлиба? - Ну-ну...

1 апреля 2017 г. 19:23

4K

5

Не знаю, что подвигло меня перечитать эту давнюю историю, а тем более написать о ней. Наверное, подспудное желание возразить одной из недавних рецензий
Больная тема нашего времени - детская жестокость. Почему эти милые детки в стае превращаются в волчат, да какое там, в жестоких волков - загадка давняя. Что руководит ими, откуда эта потребность давить и уничтожать того, кто не такой как они? Сюжет рассказа прост - в класс приходит новенькая, болезненная, очень некрасивая, толстая нескладная девочка Верочка Батистова. Из-за болезни она немало времени провела дома, в обществе книг , не имея возможности общаться с другими детьми, сама придумала себе прекрасный сказочный мир с благородными рыцарями. Немолодая мама, овдовевшая, когда Верочка была совсем маленькой, просто молится на единственного ребенка, трепетно сдувая с нее пылинки. И вот эта домашняя наивная девочка наконец-то приходит в школу, наконец-то она встретится с детьми, наконец-то у нее будут друзья ровесники. Не будет. Никто не хочет дружить с Бородавкой, Жабой, Батистихой. Она никому не мешает, она тихая и робкая, но и этого мало. Ее надо раздавить, как противного паучка. Попытка героя рассказа заступиться за несчастную Бородавку приводит к тому, что Верочка начинает считать его принцем, а сам мальчишка попадает в нескладную ситуацию - искрення благодарность девочки и ее мамы тяготит его, он стесняется ее книжной высокопарной речи, он хочет быть со всеми, со здоровыми и румяными, простыми и понятными, а не с этой, толстой, плаксивой, с бородавками...

Ну и безумно стало жаль маму Верочки. Смешная, напыщенная, восторженная Агнесса Степановна, оставался единственный свет в окошке, и тот больше не светит, потух. И что впереди?

Очень задевает этот рассказ. Невольно вспоминаешь свое собственное детство. В каждом классе есть свой аутсайдер. Толстый, очкастый, заика, в общем - не такой. Все вместе, а этот в стороне. Хорошо еще, если обошлось без травли, просто - мы вместе, а этого не надо. А спустя десять лет выясняется, что тихая девочка мечтала, чтобы ее приняли в свои, а теперь нет, не надо, отстаньте со своими сборами выпускников, я вспоминать вас не хочу, Почему понимание необратимости такого поведения приходит поздно? И это не столько они потеряли, несчастные, затравленные, ненужные, это что-то важное теряют те самые благополучные, одинаковые, как все

Учительница...она все понимает, но ничего не может сделать, только сокрушенно вздыхает: " Они же еще дети"

Да, дети. Онижедети, онижедети,онижедети....

Комментарии


проникновенно у тебя написать получилось, а вот это "онижедети" вообще отдельная песня(


Насть, вот старый рассказ, я его кому-то посоветовала, а когда прочитала в рецензии, мол и героиня-то читателю не понравилась, и мама-то дурная, что-то так разозлилась... Неужели для того, чтобы просто не обижать человека он должен быть миленьким и хорошеньким? Просто отвечать - а зачем, у человека должна быть своя точка зрения, а переубеждать бессмысленно, но захотелось о своем взгляде написать
Спасибо за поддержку


У меня есть эта книга в хотелках, как-нибудь доберусь)
Очень тебя понимаю, недавно на одну мной посоветованную книгу такую рецку получила, что и разозлилась, и расстроилась, и в очередной раз зареклась советовать любимое(( а написать человеку и нечего на самом деле, не вижу смысла в диалоге после такой реакции(
Так что только рада тебя поддержать!)


Спасибо))))
И я теперь поняла, то, что затронуло, можно советовать только своим, только близким по духу. А так много объективно хороших книг, реакция на которые в общем-то безразлично, вот их можно смело советовать


Да, Оль, все именно так! Плюс еще свои даже если и не оценят, по крайней мере можно рассчитывать на нормальную реакцию, а не на какой-то бред, который читаешь с круглыми глазами и ощущением, что тебя оплевали((


Верно говоришь!


Дети не отличаются инстинктами от взрослых, а больше всего наше общество похоже на социальную структуру стаи павианов или на курятник :(
Голдинг ещё когда! очень ясно сказал всё в "Повелителе мух". Добавить к его истории уже нечего.
С отдельным человеком ещё иногда иметь дело можно. С автоматически возникающей в маленьком коллективе иерархией -- нельзя. Если на вершине её оказывается мудрый диктатор, все относительно счастливы. Если же на вершине манипулятор или бессильная училка вроде той, что вы описываете, меньшинство будет вполне счастливо, большинство будет чувствовать себя "комси-комса", жизнь же некоторых окажется абсолютно невыносимой.
Так что все претензии -- к училке...

Самое противное, что такая организация естественна для курятника, стаи павианов, класса учеников, бригады строителей или колонии зэков. Никого не надо специально учить подавлению слабых, это само собой возникнет по чисто биологическим причинам. Можно только притушить внешние проявления такого поведения, не более того.
Либо иерархию будет держать в узде вожак, либо будет то, что описано в этой книге. Ничего другого сделать невозможно ни образованием, ни воспитанием, ни даже волшебством :(

Не люблю я ни кур, ни павианов, ни людей...


Знаете, очень не хочется признавать такие вещи, но это во многом так. Нащи дети, такие милые трогательные и трепетные по отдельности, в толпе действительно порой ведут себя как стая павианов. Хорошо, если перерастают павиана в себе, а если нет? Идут стучать кастрюлями? Скакать? Кидать камни?


Дети ни при чём. Это общее чисто биологическое свойство Homo sapiens и многих других видов (не всех), проявляющееся в любом возрасте :(
Я это неоднократно наблюдал, а пару раз даже принимал соответствующие меры в качестве "мудрого вожака"...


Дети как раз при чем. Те социальные группы, о которых вы говорите, имеют общую черту - низкий уровень личного развития. Им чем стаднее, тем комфортнее. Быть как все - значит быть со всеми, индивидуальность не в чести.


Боюсь, вы находитесь в плену иллюзий :(
В любом школьном классе, в бригаде строителей, в компании, что-нибудь программирующей или чем-нибудь торгующей, большинство людей пойдут на поводу у руководителя или неформального лидера. И только от этого лидера зависит мир в коллективе, от его личного развития, от его жизненных предпочтений. А лидером совершенно не обязательно становится тот, кто шибко развит личностно. Обычно лидером становятся совсем по другим причинам...
Иерархия будет построена в любом случае, формально или неформально она будет. От низкоранговых членов взаимоотношения в коллективе почти не зависят. Я бы даже сказал, совсем не зависят.


То, что вы говорите, справедливо вообще и не справедливо для множества частных случаев. Как любая теория.
В конце концов, каждого человека можно воспитать как личность. Но толпа воспитывает толпу


Да конечно! Всё зависит от воспитания.
Только не от воспитания людей, а от воспитания лидера.

Частные случаи бывают, это правда. Самый простой: работа лесником в тайге. Там, ясное дело, иерархия будет состоять из единственного человека, и всё будет прекрасно. И воспитание никак не скажется на взаимоотношениях по причине отсутствия таковых.
Однако же через обучение в классе всё равно придётся пройти даже одинокому леснику, и тут всё будет по полной программе зависеть от учителя и только от учителя. Если учитель никакой и не может выполнять своих задач, его место займёт самый волевой и харизматичный из учеников. А все хорошо воспитанные ученики подпадут под его влияние и подчинятся уже ему. И снова всё будет зависеть от лидера, а не от 25 или 125 остальных членов коллектива...

Такова природа человеческого социума.
Один дворник -- личность, сотня академиков -- толпа, и управляет толпой вожак. Изменить положение сможет только эволюция через несколько десятков тысяч лет, если человечество проживёт так долго. Любое воспитание тут бессильно, к сожалению :(


Есть мнение, что если бы люди по происхождению были ближе не к шимпанзе, а, допустим, к орангутанам, всё было бы иначе в лучшую сторону, но увы...

PS надо же, помню эту повесть в "Юности".


И я ее по "Юности" помню. Сейчас почему-то посильнее стукнуло


"..она знала Бетховена, но не знала, сколько стоит мороженое. А что было важнее тогда - поди разбери" (с)
Потому что, опять же, чем больше в нас непричесанного воспитанием и опытом шимпанзе, тем меньшее значение имеет для нас что-то кроме сильныйслабый. Озвученные причины неприятия могут звучать как угодно, а на самом деле причина одна - слабый ( или показался таковым). Значит, можно набрасываться.


Вот, Оль, это одна из тех вещей, которые ужасно неприятно признавать, но которая абсолютно точно сформулирована . Это о нас, это в нас шимпанзе борется с человеком и неясно, кто побеждает


"Школьные годы чудесные...".
Ну да, "онижидети". Дети, как же -- просто уменьшенная копия взрослых, только с чистыми пока инстинктами, не обросшие так называемыми "социальными нормами". И будто унижаемому ребёнку легче будет от того, что над ним издевались малолетки.


Вот, и я об этом. Даже, наверное, больнее, потому что такие же как он, не взрослые, которые, наверное, имеют право, а такие же ровесники, и не за что, ведь ничего плохого не сделал


Думаю, девочке было бы легче, если бы хоть кто-то был за неё, но все были против. А у нас же как -- "большинство" не может ошибаться, раз все считают, что ты дура, значит, ты дура. Ей нужно было ого-го какую силу духа иметь, чтобы не поверить большинству, играющему в загонную охоту.


Там немного нестандартный поворот, автор сгустил краски, но общую проблему это не отменяет. Да и наивная беспомощность жертвы усугубляет ситуацию


Да, в жизни, наверное, и не такие "сгущения" бывают, только мы о них не знаем.


Не читала эту книгу, но вспомнился случай из жизни.
К нам в 3 классе пришла новенькая, в очках, худая и очень длинная. Она была не первая новенькая, но почему-то именно она не понравилась. Издевательств не было, но нелюбовь проявлялась: с ней не дружили, интонации в разговоре с ней были недружелюбные. Не помню, чтобы учительница как-то вмешивалась, но вот мама этой девочки вмешалась. Она поговорила с нами, в частности со мной. Просто сказала, что дочери ее трудно, что они из другого города приехали, что у нее нет друзей, попросила принять ее. Не знаю, почему именно со мной говорила, но я вдруг увидела всю эту ситуацию по-другому, со стороны этой девочки. И ее приняли. И классная девчонка оказалась.


Хорошо, когда ситуация так разрешается. И мама правильно поступила, и класс вовремя опомнился. И ведь что еще, каждый в отдельности может быть отличным добрым ребенком, пугает именно стайность. В рассказе это отлично видно, самому герою совсем не хочется нападать, но он чувствует, что в таком случае сам останется один


К сожалению всегда так было есть и будет к сожалению. А дети(подростки) которые подвергаются травли сами зачастую не уверены в себе из-за каких-либо внешних и внутренних особенностей, и не могут пресечь придирки на начальной стадии. А людям только дай повод прицепиться к чему захотят если уж выбрали себе жертву


Да, тем более это так просто, жертва не ответит, можно возвыситься , почувствовать себя значительнее. И не требуются реальные превосходства, не нужно быть реально умнее, сильнее , интереснее


Интересно, Оль, возьму на заметку. Дети вырастают во взрослых, а взрослые выросли из детей, все мы одно целое, и природа жестокости одна, а корни надо искать...


Одна из причин, мне кажется, безнаказанность. Они же дети, наказывать не за что, мало ли кто что сказал. .. и так далее


Ни тебе одной так кажется..(


Увы...


Согласна... На эту тему "Ужин" у Коха, мало того, что "Онижедети", так еще добавляется "Ониженаши"( Угу(, наши и дети, поэтому их порой и надо защищать от самих себя, порой наказывая, но никак не смотреть равнодушно.


О да, я тоже про эту книгу вспомнила, очень показательная, дозащищались(((


О, я пошла посмотреть, что за "Ужин" такой, чувствую, что это из тех книг, которые и хочется прочитать, и страшновато, хватит ли душевных сил. ..
Так?


Скажем так, книга цепляющая), а сил должно хватить.


Записала


Будет интересно мнение, книжка- провокация).


У нас вчера в новостях покпали, в Одессе случилось. Пятеро школьников избивали двух девочек. Там и мальчики были и девочки. А группа детей снимали это на телефоны. Иногда слышался крик из толпы: Только не убейте. Взрослые проходили мимо. И только старушка какая-то, который кстати, взрослый дядька сказал, что за гаражами дети бьются, прибежала и остановила это.
....онижедети...


Вот это меня больше всего задевает - "А группа детей снимали это на телефоны"
Какая-то полная деморализация. И дядька который сказал... и пошел дальше
Только на старушек надежда? Тех, бывших советских старушек?


Страшно очень(((


Оль, вот и меня это крайне удивляет, те, кто бьет с ними вроде все понятно, а эти... это же ужас, вроде они не при чем, но как по мне они просто моральные уроды(((


И в общем-то они гаже, чем те, кто дрался. Там хоть какие-то эмоции наверное были, а эти...


те понятнее для меня, там действительно могут быть эмоции и даже причины (хоть и неуважительные, но все же), а это падальщики какие-то((


Вот, Насть, точное слово ты нашла - падальщики. Все эти, которые снимают драки, которые при авариях пытаются "сфоткать" - все они падальщики


я по аналогии с журналистами, тех частенько так костерят, но те, ты знаешь, у них хоть работа такая в конце концов, а вот эти нафига, на ютюб выложить((( Блин, надеюсь, никогда не пойму((


Насчет работы журналистов... вот я никогда не понимала, идут девочки и мальчики на журфак, такой конкурс, читают кучу книг, казалось бы вот она, наша интеллектуальная надежда, а открываешь газетки - "бабушка переспала с инопланетянином", "А вы знаете, кто родился у Бориса Моисеева?" и прочий шлак, а пишут те же выпускники журфаков. Ради чего?


Я кстати собиралась туда поступать, меня мама отговорила...
видимо ради бабла, как и многое в этом мире((


Многие делаю не самые лучшие вещи ради бабла, только у них это хорошо видно


это да..