Больше рецензий

30 марта 2017 г. 22:33

Лучшее на Лайвлибе

11K

4.5 Энциклопедия Франции начала 19-го века.

Я это сделала! Я дочитала "Отверженных". Почти побив свой личный рекорд. Дольше я читала только Франсуа Рабле - Гаргантюа и Пантагрюэль в шестом классе. За три славных месяца своей жизни изучить Францию вдоль и поперек не удалось и все же Гюго успел рассказать мне очень многое. Причем, максимально подробно. Достижения и изъяны девятнадцатого века (вернее, периода с 1815 до 1832 года ) глазами очевидца разворачивались перед моим мысленным взором неторопливым и бескрайним полотном, доставляя неизъяснимое удовольствие. Хорошо, что я не испугалась объема и не пожалела времени. Трибун революции снова восхитил меня и удивил. В основном, глубиной и обширностью своих знаний. И даже немного сюжетом. Конечно, благодаря персонажам.

Приз моих читательских симпатий уходит семье Тенардье за поддержание интереса к перипетиям романа. Ни разу не подвели - самые интересные для меня персонажи. Папенька - ну просто подарок! Беспринципный, изворотливый, жадный, равнодушный ко всему кроме наживы, готовый на любую подлость ради денег (кроме честного труда), абсолютно чуждый милосердию и состраданию. Его жена - тоже колоритнейшая личность, великанша на службе у карлика. А уж детки у них - один другого самобытнее. Интересно было наблюдать за старшей дочерью - Эпониной. Но мой любимец - Гаврош. Не только из семейства Тенардье, но и из всего многочисленного списка персонажей романа. Отважный до безрассудства. Добрый, но без занудства. Справедливый плут, смышленый, озорной и неунывающий.

Запомнилась Фантина, олицетворяющая жертвенности матери. Понравилась история борьбы благоразумия с совестью при участии Жана Вальжана. Время, когда он размышлял о том, вправе ли пожертвовать судьбой одного человека ради благополучия многих, стало его звездным часом в романе. Стоящий на страже закона Жавер, воплощающий "скверну добра", спустя годы преследования все таки понимает, что есть нечто большее, чем выполнение долга. Еще один любимец - дед Мариуса. Ворчливый, упрямый, горячо любящий внука. Старик оказался милосерднее юноши. Он смог переступить через свою гордость, осознавая, что на нее уже нет времени. Сам Мариус, хоть и является одним из главных действующих лиц романа, теряется в тени своего титанического деда и вновь обретает четкие контуры только рядом с Козеттой. Студенты и бандиты тоже оживляли повествование.

Порадовал Гюго и манерой объяснять мотивы поступков своих персонажей. Почему госпожа Тенардье обожала двух своих дочек, но терпеть не могла сыновей? Потому. Влюбленные встречаются вечерами в саду в тайне ото всех. Что же происходило во время этих встреч? Правильно. Ничего. И дальше глав пять-шесть подробнейшим образом описывается это "ничего". Я в восторге от нашего с автором общения. "Читатель, конечно, догадался о том-то или о том-то?" - время от времени спрашивает Гюго. "Конечно, догадался!" - отвечает читатель в моем лице -"еще пятнадцать глав назад". А эти постоянные возвраты в прошлое?! Встретился новый персонаж, давайте расскажем его историю с младенчества. А еще лучше начнем с его дедушек и бабушек. Вернулся в повествование старый персонаж, которого давно не было. Надо рассказать что он делал все то время, что его не было видно. Читатель же только за. Ведь услышать второй раз про уже известные события, но со стороны другого персонажа - это то, чего не хватало для полного счастья. И чтобы совместить приятное с полезным, не будем праздно проводить время. Зашел герой в монастырь, расскажем со всеми деталями о монастырской жизни. Попал в канализацию - извольте прослушать лекцию про клоаку Парижа (глав на несколько). А мастер-класс по устройству баррикад нужен? А то у нас есть. И про вред сахара, и про чувство меры при сочинении каламбуров, и про моду, и про политику. Про все на свете. Даже дух захватывает от такой необъятной картины жизни.

А какие интересные параллели можно усмотреть. Девушка пристает к опекуну: "Папенька, почему не зажигаешь камин? Почему не ешь белый хлеб?" Ну чем не Красная Шапочка?! Так и хочется продлить список вопросов. "Папенька, почему у тебя такие большие зубы и где ты прячешь свой миллион?" Или возьмем лекцию Жана Вальжана, убеждающего вора взяться за честный труд. Сразу вспоминается Шурик, тунеядец Федя и "космические корабли, бороздящие просторы Вселенной". Помнится, там тоже собор Парижской богоматери мелькал. Может совпадения не случайны? Ну а Мариус, устроивший у себя на комоде "Дом-2" и часами наблюдающий за соседями? Ему не на баррикады, а в цирк надо было идти с такими талантами.

Бесконечен, как сама жизнь прочитанный роман в полном варианте. Какие-то главы понравились больше, какие-то меньше. В топ самых любимых уверенно вошли те, что посвящены Парижу - городу, предместьем которого является вся Франция. Приятней всего оказалось бродить по Сите и Латинскому кварталу (там брусчатка пострадала меньше всего от многочисленных мятежей). И с особой нежностью буду вспоминать главы, посвященные битве при Ватерлоо, которая по мнению Гюго и не битва вовсе, а изменение облика всей Вселенной. Поражает и восхищает тщательность, с которой Гюго подошел к реконструкции событий не только самого сражения, но и тому, что случилось до и после. Мотивам, планам, случайностям, изменившим ход истории. Не обошлось и без старинной французской забавы - "потроллить Англию". Например, ставит автор рядом Веллингтона и Наполеона и начинает описывать их как равных по величию полководцев, но противоположных по стилю ведения войны и характерам. "Ну как равных?" - вкрадчиво уточняет Гюго. " Один - посредственность, другой - гений, если присмотреться. Не могу молчать, скажу всю правду." И вот восхищение Наполеоном подобно цунами обрушивается на голову читателя. И французы уже - "наши" для читателей любых национальностей! Что интересно, но странно. И вообще, Веллингтон - не при чем. Не он разбил французскую армию. Велика Англия, не полководец. (Не вздумайте применить тот же прием к Наполеону и Франции) Хотя, если присмотреться еще раз, велика не Англия, а народ. Ну как велик? Есть у него огромный недостаток - своего короля они раньше французов казнили, но в феодализме все равно застряли. Далеко им до демократичных французов. И все же битву Гюго подал шикарно! Как разложил по полочкам действия всех, от генералов до волынщиков. Как заглянул в души, распознал чаяния и страхи. В таком изложении события гораздо доступнее, чем сухие цифры и схемы сражений в учебниках. Из которых запоминаешь только кто проиграл, а кто выиграл. Даже лучше чем фильм, где баталии подают слишком быстро и не успеваешь изучить детали.

Изредка, восхищающие меня экскурсы, прерывались собственно сюжетом и на страницах снова мелькали знакомые имена и фигуры. Рассказывалась история, знакомая по Виктор Гюго - Собор Парижской Богоматери и Виктор Гюго - Человек, который смеется . Про любовь и ненависть, зависть и милосердие, верность и предательство. Хорошая такая история. Наивная. Полная чудесных совпадений и рафинированных чувств. С историей лучше знакомится по экранизациям. А роман "Отверженные" идеально подходит для того, чтобы увидеть Францию такой, какой ее знал Виктор Гюго.

картинка Delfa777

Книга прочитана в рамках игры Бесконечное приключение.

Ветка комментариев


Люблю эту книгу:) Монументальный труд, конечно, я её недели две читала не отрываясь, а по итогу даже отзыва написать не смогла, столько мыслей в голове бурлило:) Надо будет перечитать)

И с особой нежностью буду вспоминать главы, посвященные битве при Ватерлоо,

Вот, многие пишут, что эти главы лишние. А я с удовольствием читала исторические отступления Гюго, а про Наполеона вообще мои любимые:)


О! Единомышленник))) Как я рада твоим словам)
Я в книгу погружалась постепенно и в начале читала понемногу, отрывками. А потом так увлеклась, что выпала из реальности.

Да. По хорошему, надо не одну рецензию писать, а несколько. По каждой теме. Там столько всего интересного!

И ни разу отступления не лишние. Ели и сокращать книгу, то за счет романтической драмы.


Да я вообще Гюго люблю, хоть мне его еще читать и читать) Но я не спешу)
Я вообще ничего бы сокращать не стала бы, мне кажется Гюго лишнего не писал, все по делу, все важно)
Я так поняла тебе больше всего Жан Вальжан и Фантина понравились, а кто из персонажей не понравился?)


Больше всего понравился Гаврош. А не понравившихся я даже вспомнить не могу. Вроде и не было таких. Все интересны по своему. Каждого можно понять. Даже Мариуса. Вот кстати , к нему и было больше всего претензий.


А я Козетту не люблю, не могу ей простить финал, по-скотски она поступила со своим отцом:( А понравился больше всех вот этот вот персонаж, интересный герой, люблю таких неоднозначных и трагичных)))
картинка KatrinBelous
Мюзикл видела?) Мне песни из него очень нравятся ещё:)


Пока нет. Когда он был в производстве я как раз и решила, что сначала надо книгу прочитать. Так что теперь примусь за экранизации)


Тогда приятного просмотра)
П.С. Начни с мюзикла)));) Я от него в восторге)


Спасибо!
Я и собиралась с него начать. Вышел не так давно, актеры знакомые, история тоже теперь известная) Хочу на госпожу Тенардье посмотреть))


Аааа, её ж Бонем Картер играла))) Я уж и забыла) Там вообще актерский состав как на подбор:)


Да! Мне нравятся все, кого знаю)) Джекман, Кроу, Редмэйн, Хэтуэй. Сейферд как то через раз, но может как раз здесь она и ничего)


В общем, смотри) Захочешь обсудить - знаешь, где меня искать:)


Думаю, что захочу)


Значит, так)
начну с минусов: не понравилось как поет Джекман, но это мелочь. Почти целый час, до приезда в Париж совершенно лишний, да еще и слабый к тому же, с единственной запоминающейся песней. Так что можно смело вырезать. Тем более, что епископа совсем мельком показали, а ведь именно он оказал огромнейшее влияние на Жана Вальжана. И без тутошней Фонтины можно было смело обойтись.

А вот с приезда в Париж начинается отличный фильм. Накал страстей идет по нарастающей постоянно, перерастая в мощнейший финал. После баррикад даже моргать страшно, чтобы ничего не упустить. Понравилось как поют почти все актрисы, приятные голоса и песни отличные.

Все детали, которые остались от романа, книге точно соответствуют. что радует. все эмоции и взаимоотношения переданы верно. Даже слона показали, в котором Гаврош жил. За это отдельное спасибо)

И больше всего потряс Жавер. Вернее, Кроу . который шикарно поет, на фоне остальных и даже временами слышится Боярский)))

В целом, я в восторге от мюзикла!


Быстро ты:) Хорошо, что мюзикл понравился:)
Меня, кстати, Жавер в исполнения Кроу тоже больше впечатлил, хотя и Джекман очень хорош) Особенно, финал меня тронул и его последняя композиция) Я прям на этом месте прослезилась) И ещё больше в Козетте разочаровалась.
Сцены революционные тоже были мощные, особенно, гибель ребят, печально все это...
Но моя любимая песня все же, когда на улицах Парижа пела под дождём дочь Тенардье, забыла её имя)))


Эпонина. Она мне и в книге нравилась, а в мюзикле и вовсе замечательная


Точно! Спасибо, всю голову сломала, пока вспоминала, как её звали:)


Непотопляемые Тенардье и в мюзикле, как и в книге неизменно радовали. Как тараканы, ничем их не возьмешь)) и как у таких проходимцев такие чудесные детки получились. Особенно Гаврош!


Жаль, что у Эпонины не удалось вырваться из всего этого, в детстве она мне не нравилась, а потом я её даже зауважала)


Сердце у нее доброе, а вот манеры не важнецкие. Из за этого поначалу хочется держаться от нее подальше, пока не присмотришься к поступкам. И тогда отношение к ней меняется.


манеры не важнецкие

Что и не удивительно, с такой-то мамашей)))


А другие экранизации смотрела? Или только мюзикл?


Не, другие не смотрела, в них мне как-то актёры не очень)


Мне с Лиамом Нисоном хочется посмотреть


Ну, если посмотришь, скажешь смотреть мне или нет:)


Я расскажу о впечатлениях, а решать смотреть или нет, будешь сама)