Больше рецензий

Amid29081992

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 марта 2017 г. 19:09

2K

5 Драма, философский трактат и детектив в одном флаконе.

Давненько я не читал такой книжки, которая настолько сильно попадала бы в настроение, как это случилось с Ночным поездом на Лиссабон. Это редчайший случай, когда я ждал от произведения очень многого и практически не разочаровался в итоге . Знаете, даже если я выложу здесь кучу спойлеров, этот роман однозначно стоит прочитать ради языка и атмосферы. Кстати, я даже не предполагал, что эту книгу возможно экранизировать, ведь вся соль повествования именно в мелких деталях, которые ни один фильм качественно передать не способен. И всё же у Билле Аугуста получилась картина, которая в итоге заслужила от меня оценку хорошо, благодаря одному оригинальному ходу режиссера, который делает финал произведения менее открытым, таким образом фильм и книга отлично дополняют друг друга.

Попробую подступиться к роману. Для начала нужно ответить на вопрос: почему же эта книга меня настолько зацепила? Во-первых, Ваш покорный слуга, как и Грегориус, в сентября прошлого года сделал то, о чем мечтал больше 6 лет: бросил родной город, часть семьи и друзей и уехал учиться в Питер. Так многие делают, скажете Вы, что здесь необычного? Попытаюсь объяснить: на самом деле, поступление в магистратуру было лишь поводом для того, чтобы вывести собственную жизнь из периода стагнации, которую я иногда буквально физически ощущал на себе. Поэтому я очень хорошо понимаю состояние Раймунда. Вот вроде у человека есть всё для счастья, его даже не тяготит одиночество, к которому постепенно привыкаешь, но профессор устал от однообразия своего существования, ему был нужен глоток свежего воздуха. Для Грегориуса поворотной стала встреча с таинственной португалкой, для меня – спонтанная находка в интернете института, который полностью удовлетворял мои желания. Для героя Мерсье проводником в новую жизнь стала книга Амадеу Де Праду, врача по профессии и философа по состоянию души. Для меня таким проводником должно стать прохождение личного психоанализа, необходимое будущим практикующим специалистам в этой области. Своей очереди я ещё не дождался, но верю, что осталось уже недолго.

Таким образом, в Грегориусе я буквально увидел своё отражение, пусть мне даже очень далеко до его учёности.

Дальше...

Что касается Амадеу, то мне всегда не хватает в жизни такого наставника. Далекого от религии в классическом её понимании, но невероятно остроумного, смелого в своих суждениях, по-настоящему мудрого и благородного человека. Благодаря книге я 2 недели находился в обществе совершенно удивительного португальца, что прекрасно. Когда я читал его мысли, то отчетливо понимал, что многие из них уже постиг, но не могу выражать их так виртуозно, как это делает «Золотых слов мастер». Воспринимать книгу Амадеу далеко не всегда легко, но этот тяжеловесный стиль изложения иногда просто завораживает! Записи Амадеу действительно можно растащить на цитаты. Конечно, главным перлом является его выпускная речь, которую можно прочесть здесь. Благодаря ей я частично понял, почему не могу спокойно принимать позицию безоглядно верующих людей.

За Амадеу лучше расскажут его мысли, а я перейду к другим плюсам книги.

Конечно, язык просто неподражаем, огромное спасибо переводчику за отличную работу! Не скажу, что он легкий, но невероятно яркий, образный самобытный. Чего стоит только употребление слова выя вместо шея! Конечно, учитывая специализацию Грегориуса на древних языках это неудивительно, но с точки зрения художественных особенностей текста очень оригинально!

Атмосфера тоже незабываемая! Её создают именно детали, мелкие эпизоды, иногда они кажутся банальными, иногда смешными, но они настолько органично вписаны в повествование, что просто хочется аплодировать автору! Возьмем для начала потрясающую метафору с новыми очками Грегориуса, продолжим первым чаепитием с Жуаном Эсой и закончим светом, который постоянно горит в аптеке Хорхе. Какая замечательная ирония, однако!

Вообще Ночной поезд на Лиссабон – книга, в которой описаны второстепенные персонажи, практически не уступающие по колоритности двум главным героям.

Вот краткие характеристики некоторых из них:
Адриана – женщина, не желающая признать смерть брата, которого она любит и ненавидит одновременно, превращающая его дом в музей, а себя – в музейный экспонат, ведь долгое время она тоже была, по сути, мертва.

Жуан Эса – старик, который измучан пытками времен Салазаровского режима, но сохраняющий бодрость духа и чувство юмора и собственное достоинство, несмотря на все пережитые физические и моральные страдания.

Эстефания Эспиноза – женщина-эйдетик, прошедшая путь от работника почты до профессора истории, но заплатившая огромную цену за свои уникальные способности.

Нужно сказать о многожанровости романа. Ночной поезд на Лиссабон – это драма, философский трактат и детектив в одном флаконе. Да, именно детектив, на мой взгляд. Ведь в своем путешествии Грегориус занимается своеобразным расследованием, хоть и не ищет преступника, а выясняет подробности биографии гениального человека. И вот такая структура произведения делает его невероятно увлекательным, интрига присутствует до самого конца. Герой пазл за пазлом собирает картину и становится очень любопытно, каким же окажется её последний фрагмент. Каким бы тяжелым не казалось иногда повествование, бросить его просто невозможно!

Также хочется выделить множество тем, которые затрагивает произведение. Помимо лежащего на поверхности поиска себя в этом мире, экзистенциального вопроса «в чём смысл жизни?", Мерсье зарыл в книге много разных интересностей: роль книг и слов вообще в жизни отдельно взятого человека, проблему морального выбора и ответственности за свои решения, тему семейных отношений во всех возможных ракурсах, линию очень необычной мужской дружбы, ужасы революции и их последствия. И, на мой взгляд, одна из основных – расплата гения за то, что он гений. Ум и врожденная одаренность могут стать не только счастьем, но и проклятием для их обладателя.

Теперь осталось самое сложное – высказать отношение к финалу и подвести итоги.
Конечно, концовку можно упрекать в излишней открытости, но, на мой взгляд, читателю и так понятно, насколько изменился Грегориус, пройдя этот долгий и непростой путь. Совсем неважно, что ему скажут за той дверью, в которую он вошел. Разочаровало только то, что мы больше ничего не узнали о португалке, со встречи с которой началась эта удивительная история. Однако, как я уже говорил, этот ляп автора исправил режиссер экранизации, которую всё же стоит посмотреть после прочтения. Актеры подобраны очень хорошо, на мой взгляд, образы большинства персонажей на экране совпали с моим представлением. Только Эстефания в конце немного разочаровала, всё же её более очаровательной представлял))

Разумеется, ещё хотелось бы узнать обладателя того самого телефонного номера, но, имхо, такая книга, как Ночной поезд на Лиссабон, должна оставлять после себя хоть одну загадку.

Далее я приведу одну из ключевых цитат Амадеу для меня:

Истинным режиссером нашей жизни является случай - режиссер жестокий, милосердный, полный харизматического очарования.

Я рад, что мне представился случай прочитать столь особенную книгу, посоветованную в рамках Флэшмоба особенным для меня человеком так вовремя. Не могу сказать, что этот роман для всех, не рискну рекомендовать каждому читающему знакомому, но, надеюсь, что моя рецензия хоть кого-нибудь заставит обратить внимание на эту не самую известную, но оттого ещё более притягательную книгу. Как и книга Амадеу де Праду, кстати)

Мне всё время хотелось сравнивать Ночной поезд на Лиссабон с Алхимиком Коэльо. Однако между этими произведениями есть одно существенное различие: Алхимик – книга для всех, ведь не зря она стала бестселлером. Я прочитал её в 14 лет, ещё не будучи книголюбом, но по-настоящему впечатлился и воодушевился. Во многом потому, что сравнивать было особо не с чем. Ночной поезд на Лисссабон я прочитал 10 лет спустя и воодушевился ещё больше, но в 14 я бы бросил книгу Мерсье где-то на полпути, ибо она глубже, драматичнее и сложнее для восприятия, чем Алхимик. Очень жаль, что у Мерсье на русском издан только 1 роман и что этой книги нет в магазинах, с удовольствием приобрел бы бумажный вариант, в котором можно подчеркивать по-настоящему близкие мне цитаты Амадеу. Да и просто это роман оказался одним из тех, к которому хочется прикоснуться, подержать в руках, ощутить тактильный контакт, если угодно)))
9,5/10

Флэшмоб 2017. 3/8. Даже не знаю, как благодарить тебя, дорогая bezkonechno , за этот совет! Я уже довольно давно чистых пятерок не ставил, но ты, как всегда, замечательно меня чувствуешь! И даже некоторые личные мысли вызвала книга, ими поделюсь чуть позже в приватной переписке:)

Ветка комментариев


Спасибо и тебе за столь обширный комментарий!!! Насчет глубокого копания - это всё пришло в момент написания рецензии уже:) Кстати, процесс оформления мыслей тоже шел не очень легко, как и чтение самой книги, но я получал удовольствие от процесса и результатом доволен:)

Письмо, возможно, будет и сегодня)