Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

26 марта 2017 г. 09:07

794

4 Про мечты и коробку эклеров

Как-то так выходит, что в последнее время я читаю много семейных саг. Но, хоть меня и привлекает этот жанр, никогда не могу предугадать, понравится ли мне эта конкретная книга или нет. Очень уж много факторов должно "сложиться", чтобы книга стала "твоей". А потому это каждый раз шанс встретить нового "родного" автора, но и риск тоже - риск остаться равнодушной к истории, кого-то сильно зацепившей. Тут вот даже, как мне кажется, нельзя оценить книгу действительно объективно, как в других жанрах. Тут все настолько индивидуально, настолько важны мелочи, из которых складывается история - станут ли они важными для конкретного читателя, вызовут ли в нем какие-то личные ассоциации и воспоминания, или он просто "пройдет мимо", не зацепившись за них взглядом, что тут просто невозможно ничего советовать и почти бесполезно прислушиваться к чужим советам. Надо просто открывать и читать.

Когда я начала слушать "Женщин Лазаря", у меня было стойкое ощущение, что книга написана двойником Дины Рубиной. Эффект еще усилился из-за того, что голос чтицы очень напоминал мне голос и манеру чтения самой Рубиной. А так как с книгами последней отношения у меня складываются не очень, то меня это поначалу скорее расстроило, чем воодушевило. Неужели еще один автор, который должен был мне понравиться и не понравится? Так я думала, и начало истории как будто подтверждало это.

Снова талантливый, даже гениальный еврей (а я с некоторых пор задаюсь вопросом, почему в русскоязычных семейных сагах почти всегда так: если еврей, то непременно талантливый, а если талантливый, то почти наверняка еврей? Я ничего против них не имею, но это уже просто становится каким-то клише).

И язык, конечно. Так же, как и книги Рубиной (никак не могу перестать сравнивать, потому что мне что-нибудь то и дело напоминало об этом), "Женщины Лазаря" отличаются "вкусным", ярким, образным языком. Но все-таки, мне кажется, автор слегка переборщила в желании описать каждую мелочь, к каждой детали подобрать какую-нибудь оригинальную метафору. Ну вот представьте, скажем, что вы очень любите эклеры. Или персики. И вам нужно их съесть целую коробку. Поначалу вкусно, потом приедается, а в какой-то момент уже хочется передохнуть и оставить остальное "на потом". Вот так и здесь. Периодически мне хотелось отдохнуть от образных сравнений, хотелось, просто для разнообразия, чтобы местами язык был попроще, без претензий. Заесть, так сказать, излишек сладкого чем-нибудь более пресным.

Но все же должна сказать, что книга Марины Степновой мне понравилась больше, чем прочитанные ранее книги вышеупомянутой дамы.

Скорее всего, причина в героях. К героям Рубиной я практически всегда оставалась равнодушной, они были для меня существами с другой планеты. Персонажи же Степновой ожили в моем воображении, вызвав всю гамму эмоций от симпатии и сочувствия до отвращения и раздражения. Почти равнодушной я осталась к одному-единственному герою. Тому, чьим именем названа книга. Но о нем чуть позже.

Вообще, в этой книге удивительно мало героев для семейной саги. В самом деле: действие охватывает период около ста лет, а значимых персонажей можно буквально пересчитать по пальцам одной руки. То есть их, конечно, больше, но остальные - второстепенные, эпизодические, вспыхнут яркой звездочкой на нескольких страницах и исчезнут. Потому "Женщины Лазаря" обладают уникальным для данного жанра свойством: не заставляют путаться в персонажах, составлять в голове сложные генеалогические древа и мучительно пытаться вспомнить, кто есть кто и кто кому кем приходится. А это плюс, согласитесь.

Почти у каждого из героев книги есть в жизни какая-то мечта, чуть ли не навязчивая идея. У кого-то - совсем неосуществимая, а у кого-то - вполне, но не в данных обстоятельствах. И всю жизнь они стремятся к этому и все их действия, так или иначе, вдохновлены мыслью об этом.

Маруся хотела иметь большую семью, детей, в которых природа отказала им с мужем. Словно в насмешку, у них было все: любовь, взаимопонимание, дом, достаток. А детей не было. Она готова приютить всех, всех накормить и обогреть своим нерастраченным материнским теплом. И для Маруси словно родным сыном становится приведенный однажды мужем в дом молоденький оборванный "жиденок".

Лазарь Линдт мечтает, просто грезит иметь такую же семью, как у старшего товарища. Точнее, такую же, как у него, жену. А так как другой такой женщины и нет на свете, то ему хочется, чтобы его полюбила она сама. Маруся. Та, что и в 70 лет останется все той же Марусей - доброй, душевной, источающей свет, тепло и домашний уют, заботливой и хозяйственной. И неважно, что она на тридцать лет старше и те же тридцать лет находится в счастливом браке. Линдта такие мелочи никогда не смущали. Есть только одна преграда - она его не любит. Точнее, любит, но как сына, что вполне логично для всех, кроме него. Ему-то хочется иного. И в течение многих лет он ищет свою "Марусю". И вдруг находит ее в лице молоденькой девушки Галины. И повторяется старая история, только словно отраженная в кривом зеркале: ему неважно, что он к тому времени уже на сорок лет старше своей возлюбленной. Неважно, что она собиралась замуж за другого, а к нему не испытывает ничего, кроме ужаса, смешанного с отвращением. Ему всегда было важно только то, что хочет он. И он привык это получать.

Причем нельзя сказать, что он идет по головам для достижения своей цели или что-то в этом роде. Что он намеренно причиняет людям зло или обиду ради своего удовольствия или выгоды. Нет, он просто-напросто не задумывается о том, что у других людей могут свои желания, отличные от его собственных. Словно большой и избалованный ребенок, он почти никогда и ни в чем не знал отказа. Люди, в том числе и "сильные мира сего", потакали ему, а сам он всегда был слишком высокого мнения о себе, чтобы ему в голову хоть на мгновение закралась мысль, что он не достоин того или иного или что выполнить его желание - не высшая награда для любого смертного. Он совершенно равнодушен ко всем и вся, кроме любимой науки и двух любимых женщин - именно тех, которые никогда его не любили. Он очень хочет, чтобы его брак был таким же чудесным и теплым, как тот, что он на протяжении многих лет наблюдал в доме Маруси, и искренне не понимает, почему же все не так.

А Галина Петровна мечтает избавиться от ненавистного ей мужа. В общем-то, учитывая разницу в возрасте, мечта не такая уж неосуществимая, но кто знает, сколько еще ждать?.. А как вынести совсем молодой, еще вчера избалованной родителями и влюбленным женихом, девушке то, что она вдруг оказалась замужем за стариком? Что все вокруг отвернулись от нее, потому что или боятся высокопоставленных покровителей, или считают, что она сделала это ради денег и привилегий? Впрочем, несмотря на все это, Галина Петровна не вызывает ни капли симпатии. Сама по себе ситуация, в которой она оказалась, вызывает сочувствие, но только не она сама. На протяжении всей книги она попеременно вызывает то раздражение, то негодование, то брезгливость. И ни одной положительной эмоции. Потому что, каким бы там ни было ее положение, сама она тоже далеко не подарочек. Можно говорить о том, что ее такой сделал этот брак. Но, думается мне, что ничего подобного. Посмотрите, какой она была, еще живя в родительском доме, и все встанет на свои места. Была в книге еще такая эпизодическая героиня Ольга, может, помните? Так вот, что-то мне подсказывает, что "Галочка", выйди она замуж за того, за кого собиралась изначально, стала бы в результате такой же. Так что...

Моей любимицей же в этой истории, той, за кого по-настоящему хочется переживать, стала Лидочка. У нее тоже есть своя мечта. Она мечтает о ДОМЕ. Теплом, уютном, полном вкусных запахов, детского смеха, полосатых кошек. Она представляет себе каждую-каждую деталь: вот здесь скрипучая половица, а в этом ящике хранятся чайные ложки. Но это только мечты, ведь Лидочка - сирота. И живет с бабушкой, которой нет до нее дела. Ей так хочется хоть капельку душевного тепла, что она за одно предложение сходить с ней цирк (пусть даже не выполненное) готова ее полюбить. Вот только бабушка давным-давно любить разучилась. Ей нужно, чтобы внучка была вроде рыбки в аквариуме, покормили - и чтоб не видно, не слышно. Лидочка подчиняется, она вообще послушная, а ее и без того мягкий характер сломлен одиночеством, неприязненным отношением сверстниц и постоянной муштрой дома и в балетном училище. И жутко наблюдать, что происходит в ее душе, пока она растет. Что нужно было сделать с человеком, чтобы он не смел сказать и слова, даже когда на его глазах рушится его мечта? Насколько нужно было сломать внутренний стержень, чтобы ей было совсем-совсем все равно, что с ней происходит? До чего нужно дойти, чтобы произошло то, что произошло в финале? Но все же автор оставляет нам надежду, что она "оживет", отогреется и жизнь ее сложится хорошо. По крайней мере, хочется так думать.

Читать ли книгу? Вам решать. Тот случай, когда, мне кажется, не так уж просто предсказать, понравится или нет. Но попробовать, думаю, стоит.

Флэшмоб-2017 (5/10)
Спасибо за совет Насте nastena0310

Ветка комментариев


Зашла))
Это точно) меня вот пока больше всего Катишонок и Минкина-Тайчер зацепили в этом жанре. И герои там оказались какие-то "мои". Ни Рубиной, ни Степновой пока их "перебить" не удалось в моем топе))


ага, вижу, натоптала;)))
А я еще ни ту, ни другую не читала, хотя одну даже купила по наитию) Так что все впереди, а там сравним)


Причем сильно натоптала))
Ага, надо сравнить)) хотя, боюсь, тут еще может играть роль, что первое в руки попало. Может случиться, что самое первое и будет самым любимым. У меня пока почти что так)) Только не первое, а второе. Потому что первой был "Почерк Леонардо".


Тебе можно;))
Кстати, да, так часто бывает, есть даже какое-то умное слово про эту ситуацию, поэтому римейки часто и бывают мной оплеваны))
Ну, с Рубиной ты не совпала, что ж поделать)


Ой, спасибо))
Типа "эффект утенка"?))
Ничего, просто завязать с ее романами и направить взор в сторону других авторов))


всегда пожалуйста))
не, там прям что-то научно-замудренное, надо поискать как-нибудь, уже не первый раз пытаюсь этот термин вспомнить)
которых, благо, немерено)


Давай вспоминай, заинтриговала))
Это точно и даже куда больше)


погуглю попозже))))