Больше рецензий

15 марта 2017 г. 11:31

82

3

Потратила два дня на то, чтобы прочитать. Смешанное впечатление. Все-таки, наверно, слишком мало времени прошло с момента ухода Аксенова, чтобы пытаться по горячим следам восстановить его путь. О многом автор отказывается говорить, так как живы еще участники событий. Например, о личной жизни писателя. А без нее он, на мой взгляд, какой-то безличный получается). Кроме того, очень мешает энтузиазм автора, все эти восхваления и рукоплескания в последних главах вызывают невольное раздражение и, увы, мысли о том, что приходится создавать имидж там, где нет литературы, которую читали бы в независимости от конъюнктуры.

Книгу выбирала исходя из интереса к эпохе, но проникнуть в тайные пружины механизмов того времени не удалось. Возможно, нужно было почитать исторический труд. А так... Вот сильное начало - 30-е годы, арест и ссылка родителей. Дальше перипетии родственников, которые взяли Аксенова в семью. По касательной о быте во время войны и все. Дальше становится непонятно. Как могут соседствовать поездка к матери на поселение в Магадан и тут же "весь этот джаз". Будто фокусник взмахнул молниеносно волшебной палочкой и вот уже блистает юность студента-медика, автора довольно-таки жизнеутверждающей повести "Коллеги". Как это возможно? Ведь это годы лагерей матери и отца, дедушка же в принципе не выдержал ареста. Я никак не могла уловить, в чем дело: в уходе от нестерпимой реальности или в обыкновенном толстокожем эгоизме молодости. А перед автором подобный вопрос почему-то даже не возник.

Осталось непонятным, почему "Литературка" полгода ругала Аксенова, а ему за это ничего не было. Главы про Америку - натянутая попытка (Аксенова? или биографа?) изобразить успех. Зачем его изображать, если любят не за успех, а за правду. Время всех рассудит. И это желание вписаться в систему книготорговли, где спрос рождает предложение, порождает двойные стандарты. Пытаться соответствовать рынку, а когда попытка не удалась, пенять на издательство, обвиняя его в пренебрежении трудом непонятого гения - как-то некрасиво это (попутно очень смутили рассуждения о том, что Достоевского и Пастернака на Западе любят, поскольку их можно сыграть в кино). А про то, что "быть знаменитым некрасиво" и вообще никто не говорит...

В целом эта биография меня от творчества Аксенова скорее оттолкнула. Возникло ощущение несоответствия раздуваемой славы и таланта. Пройдет время, прежде чем осядут взбаламученные чувства и я вновь решусь подступиться к работам этого писателя в надежде найти ценности, неподвластные времени.