Больше рецензий

Green_Bear

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 марта 2017 г. 13:06

416

4 На грани виртуальности

Как в свое время телевизор убил театр, а интернет - бумажные книги, так спустя десятилетия морфоскрипты похоронили всю индустрию развлечений, завоевав бесспорное и подавляющее первенство среди способов увлекательно провести время. Потребителю обеспечат хоть криминальный скрипт, хоть ураганный боевик, хоть познавательные путешествия, хоть сентиментальную романтику, хоть жесткую порнографию. Причем с полным эффектом соприсутствия и участия, включая интерактивный сюжет и взаимодействие с антуражем. Однако для создания качественного контента нужны специалисты, умеющие поймать зрителя на удочку любопытства, страсти или азарта, а затем аккуратно провести по реперным точкам и развилкам сюжетных линий. Одним из таких морфоскриптеров является Виктор Сигалов, заработавший себе имя среди профессионалов, но не крупную сумму на счете. Поэтому откликаясь на разные предложения, он периодически попадает в передряги. Но однажды ему выпадает редкостный шанс прикоснуться к чему-то большему, чем заурядный коммерческий проект.

Роман "В режиме бога" Евгения Прошкина можно отнести сразу к нескольким жанрам. От киберпанка взята расширенная виртуальная реальность, продвинутая кибернетика и прямой вызов системе. Из элементов социальной фантастики мы видим различные страты общества, неуклонно сползающего в эдем блаженного потребления, и холодную логику корпораций, которые уже давно поделили рынок и даже протесты заказываются ими же, чтобы полностью контролировать ситуацию. На поле производственного романа "В режиме бога" выходит благодаря подробно и красочно описанной профессиональной деятельности Виктора. Здесь и популярные схемы морфоскриптов, и типовые сюжетные приемы, крючки привлечения внимания, и корпоративные традиции. Кроме того, книга представляет собой добротный блокбастер, кинематографически зрелищный и остросюжетно динамичный. Прошкин с особым тщанием швыряет героя из переделки в переделку, маскирует морфоскрипты под реальность и наоборот, чтобы добиться максимального эффекта. Стремительный бег сквозь четко выстроенные эпизоды очень быстро погружает читателя в круговорот событий.

Однако ключевой мотив, который своеобразным саундтреком пронизывает произведение, это тема творчества и вдохновения, толкающих человека на созидание историй, виртуальной реальности, скрипта, наконец. Аналогичные вопросы поднимались в романе "Лабиринт отражений" Лукьяненко, где главный герой возвел в Диптауне целый дом и населил его выдуманными жильцами, каждому подарив свою историю. Прошкин идет чуть дальше и наделяет Виктора особой мечтой - сотворить точный дубль реального мира, Гиперскрипт, пусть даже самому герою это кажется несбыточной фантазией. Ведь если обычные морфоскрипты - это временный обман, в лучшем случае - профессионально выстроенная иллюзия, собранная из отдельных осколков, то Гиперскрипт должен быть идеальным отражением, учитывающим бесконечно большое число деталей и факторов. Это мощнейший и опаснейший инструмент, открывающий широчайшие возможности.

Особо стоит отметить ироничный стиль Прошкина, меняющийся от добродушной самоиронии до откровенно черного юмора. Удачно дополняют эффект вкрапления пост-модернистских шуток, с одной из которых начинается роман. "На стене висело ружье, в углу под нереально разросшимся фикусом стоял поцарапанный белый рояль". И выстрел не заставит себя долго ждать.

Итог: социальный роман о творческом человеке в мире, где почти стерта грань между реальностью и виртуальностью.

Рецензия в Берлоге...

Комментарии


Как результат прочтения рецензии. У меня получилось представить только экшн, не совсем бессмысленный, но уж точно беспощадный. А что насчет идеи? С вашей точки зрения, есть ли шанс выловить в этом романе, помимо динамики и эффектных эпизодов, некий посыл, позволяющий говорить о заложенной там небанальной идее?)


Глобальную идею каждый выберет себе сам - пусть Прошкин не выстроил роман вокруг одной неординарной и умопомрачительной идеи, тем не менее, он играет сразу на нескольких досках - социальной, культурной, психологической - поэтому ощущения "пустого чтения" не остается. Напротив, получаешь определенное удовольствие)


Спасибо. Я, конечно, сомневаюсь, что можно выбрать то, чего нет.) Но, пожалуй, сравнение с Лукьяненко характеризует, из этого и буду исходить.


На мой взгляд, тот факт, что роман вышел в финал премии "Новые Горизонты", которую судят критики из боллитры и не только, уже говорит о многом)


Буду иметь в виду.) Хотя набор критериев даже у маститых критиков бывает несколько специфичен.


Special for you:) На сайте "НГ" выкладываются отзывы членов жюри - http://newhorizonsf.ru/y2016/voditel/

Можно сравнить свои критерии с мерками критиков.


Большое спасибо!
Да, мнения разошлись, но отзывы в целом неплохие. Для киберпанка так просто отличные.)


Именно так!)