Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

20 февраля 2017 г. 19:41

827

4 Суровый путь в теснинах в поисках правды

Вот тот случай, когда были все предпосылки к тому, чтобы книга мне очень понравилась, но в какой-то момент что-то пошло не так. Причем, как это иногда бывает, если начать «разбирать по косточкам», то все в книге хорошо, все «к месту» - и интересное историческое полотно, искусно переплетенное с местными легендами, и образный, живой язык, и атмосфера, и некое сходство с любимыми с детства сказами Бажова (хотя, конечно, «Золото...» куда жестче и натуралистичнее), и заложенный смысл… Объективно мало к чему найдется придраться. Но вот что же мешает погрузиться в книгу целиком, читать не отрываясь и в конце концов поставить 5 баллов? Сложно ответить, честное слово.

Книга переносит нас на Чусовую, в XVIII век, спустя несколько лет после восстания Пугачева. Тонны металла каждую весну сплавляются по реке огромными караванами барок. И дело это опасное, требующее большой сноровки и хладнокровия. Ведь каждый год бьются барки о прибрежные скалы-бойцы, не сумев преодолеть свой путь «вниз по реке теснин». И жизнь тут своя, особая, суровая, подчас жестокая, не прощающая слабости.

Пройти такой сплав – испытание на прочность, когда десятки раз придется столкнуться лицом к лицу со смертью. Не раз увидеть тонущих людей, которым не можешь помочь и, более того, на которых отвлекаться нельзя, потому что иначе сам пойдешь на дно и своих бурлаков за собой потянешь. И эта самая смерть уже через пару дней становится чем-то настолько обыденным, что ее вид уже и не трогает ничего внутри…

Потому особенно ценно и уважаемо на Чусовой искусство сплавщика, нередко передающееся от отца к сыну. Осташа – один из таких «потомственных» сплавщиков. Его отец Петр Переход был лучшим сплавщиком на Чусовой, но однажды и ему не повезло – его барка разбилась о скалу Разбойник. Но не все так просто в той истории, ведь поговаривают, что Переход-то знал, где клад пугачевский спрятан, сам помогал зарывать… И плетут сплетню злые языки, что Переход барку нарочно разбил, а сам исчез вместе с тем кладом.

Но Осташа уверен в другом: гибель барки действительно не была случайной, вот только это не батя его хотел «убить» барку, а самого его, батю, хотели сгубить и цели своей добились. Кто? Почему? Как? Выяснить это и становится для него главной задачей, а вместе с тем – восстановить доброе имя и сплавщицкую честь отца.

Встретит он на своем пути в поисках правды немало опасностей, сопротивления, необъяснимых вещей и немало придется ему передумать, переосмыслить, решить для себя. Будет он искать то, что для себя назвал «батиной правдой», пытаться разобраться в ней, а попутно искать и свою собственную правду. Тернистый путь предстоит ему пройти, прежде чем он сможет стать тем, к чему чувствует в себе талант и призвание – настоящим сплавщиком.

Больше всего мне понравился язык книги. Описания природы, действия, воспоминания, диалоги… Вот это именно то, чем я наслаждалась на 100%. Возникает полный эффект присутствия и ощущение, что это не стилизация, а подлинные сцены и разговоры, каким-то чудом подсмотренные и подслушанные Ивановым у бурлаков и сплавщиков на Чусовой.

Автор много и со вкусом использует разных характерных словечек, так, что они словно въедаются в мозг и всплывают потом в голове в самые неподходящие моменты. Со мной, наверное, надолго еще останутся «потеси», «ургаланы», «камлание» и даже загадочное, выдуманное Ивановым «истяжельство». Впрочем, чтение это нисколько не затрудняет, потому что значение многих слов понимается интуитивно либо объясняется в контексте, а что значат другие – кажется не таким уж и важным, их роль – создать атмосферу, погрузить читателя в эпоху. И в какой-то момент уже кажется, что ты и без всяких пояснений все понимаешь.

А вот к герою я симпатией проникнуться не смогла. Хотя пыталась. Наверное, странно прозвучит, но… на него нельзя положиться. Без конца меняются у него и настроения, и намерения, и отношение к людям. То он ведет себя вроде бы адекватно, и ты начинаешь ему симпатизировать и переживать за него, и вроде что-то начинает налаживаться и выстраиваться, как – рраз! - он вдруг совершает что-то такое, что идет вразрез со всякой логикой и снова сам рушит только что с таким трудом созданное подобие надежды. Иногда это оправданно, ты понимаешь, почему он сделал то, что сделал и не мог иначе (например, это касается его поступка в конце книги), но иногда… Впрочем, это очень субъективно, он же живой человек, находящийся в очень морально трудных условиях и имеет право на необъяснимые и неподдающиеся логике порывы.

Но почему-то раз за разом Осташа наступает на какие-нибудь грабли, забывая обо всякой осторожности. Казалось бы, ему ли о ней забывать, когда его чуть не ежечасно кто-нибудь пытается убить или хотя бы нагадить ему? Но нет, временами он все равно продолжает демонстрировать чудеса доверчивости.

Но настоящий главный герой здесь, в каком-то смысле, даже не Осташа Переход, который в поисках разгадки тайны исходит вдоль и поперек родные места, а сама Чусовая. Река, с ее бурным течением, коварными изгибами, скалами-бойцами по берегам, подстерегающими барки, сама обладает некой силой, совладать с которой дано не каждому. Можно только научиться ее уважать и считаться с ее волей.

А возвращаясь к тому, почему у меня с книгой не совсем «сложилось»… Наверное, основная моя «претензия» к ней – это затянутость. Ну вот правда, как бы хорош ни был слог, но все-таки описаний, на мой взгляд, слишком уж много. Каждое из них, само по себе, замечательно, образно и атмосферно, и дается к месту и вовремя (тут почти нет такого, когда автора «уносит» куда-то в лирические отступления, после которых уже трудно сообразить, о чем речь и к чему все это было), но… Я даже так сходу и не вспомню, где я еще встречала их в таком количестве.

Но затянутость появляется не только за счет описаний, но и из-за самого сюжета. Вот тут сложно объяснить. Потому что я бы не сказала, что сюжет «провисает», топчется на месте или еще что-то в этом роде. Такого вроде бы и нет, события развиваются, по ходу дела не возникает желания «пролистнуть» (или, в моем случае, промотать аудиокнигу, кстати, замечательно начитанную Иваном Литвиновым). Но вот общее ощущение того, что все это можно было бы и сократить «без потери качества», все равно остается.

Ну и уж совсем субъективно, но для меня третья (из пяти) часть книги стала «лишней». Во многом именно из-за у меня появилось желание, чтобы книга поскорее закончилась. Мне не понравился ее сюжет, не понравились мотивы героев, я с трудом улавливала логику всего происходящего, а от «любовной линии» у меня вовсе сводило скулы (вот уж без нее я бы вообще с удовольствием в данном случае обошлась). Зная меня, можно было бы подумать, что всему виной мистика, присутствующая тут особенно ярко. Но нет, дело не только в ней. Действия живых мне нравились куда меньше, чем мертвых и разного рода нечисти – она-то как раз вела себя вполне логично. Хотя нет, вру, один раз появление такого вот «ожившего мертвеца» вызвало у меня конкретное раздражение и недоумение. В общем, не задалось у меня с этой частью совсем никак. К счастью, с четвертой части дело снова пошло на лад и дальше я слушала уже с удовольствием и интересом.

В целом же, могу сказать, что книга хороша и любителям атмосферных приключений на русском историческом фоне, приправленных солидной порцией легенд, не мешающих произведению оставаться реалистичным, и написанных «вкусным», метафоричным языком, должна прийтись по душе.

Прочитано в рамках Флэшмоба-2017 (2/10)
За совет спасибо Максиму Lihodey Не обращайте внимание на мое ворчание. Книга-то все равно хорошая :)

Ветка комментариев


Да, тебе вдвойне интереснее читается) Бажова до сих пор перечитываю)


Мне тоже иногда хочется, но пока руки не доходили) вот может в аудио как-нибудь послушаю)


Хорошая идея))


Осталось начать приводить в исполнение))