Больше рецензий

Can_be_fun

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 февраля 2017 г. 11:06

477

3.5

Если выстраивать иерархию читабельности книг Грина, то у меня получается примерно такая картина:
1) В поисках Аляски
2) Виноваты звезды
3) Многочисленные Катерины
4) Бумажные города

Еще один коммерческий роман в творчестве Джона Грина. Несправедливо будет не отметить его умение использовать узнаваемые литературные штампы и формулы. В каждом романе вы найдете знакомые сюжеты и типажи, и «Многочисленные Катерины» не стали исключением.

Джон Грин рассказывает историю Колина — одаренного мальчика, оказавшегося на пороге взрослой жизни; той жизни, где выдающегося настолько мало, что очень просто потерять свою личность и свои таланты. Колину приходится прощаться с ролью вундеркинда, навязанной как школой, так и любимыми родителями. Вундеркинд - не просто ярлык, но образ жизни. Все подчинено развитию умственных способностей. Нельзя тратить ни минуты впустую! Такие дети не имеют права на обычное детство, за них давным-давно все решено.

Однако Колина интересует тонкая грань между гением и вундеркиндом. Почему вундеркиндов больше, чем гениев? И почему не все гении были в детстве вундеркиндами? Получается, гениями становятся, а не рождаются? А вундеркинд — нечто временное?
Колин гордится своим умом и своими необыкновенными способностями (да уж, находить ко всему анаграмму очень полезный скилл), но боится их лишиться, боится стать обычным, заурядным подростком. Если ты вундеркинд, то ты нужен людям, они тебя любят. Но если ты обычный мальчишка, то никому нет до тебя дела. Такова позиция Колина.
Катерины— идея фикс воспаленного мозга, не иначе. Недосягаемый идеал девушки, имя которой обязательно должно быть Катериной.
Колин боится неизвестности, поэтому старается раскладывать все по полочкам и придумывает теорему, объясняющую его любовные неудачи с Катеринами. Он верит, что все на свете можно выразить математикой, в которой он, кстати, не силен.
Смешение литературы и математики не ново, но Джон Грин хотя бы постарался рассмешить своего читателя. Да, его странный юмор по-прежнему в ходе. К тому же, видно, что автор работает с фактическим материалом, отбирая для своих романов самое интересное (заметки про Теслу - хохма).

Почему роман не вызвал восторга? Мотивация героев - всегда под сомнением. Ну не получается у Джона Грина убедить читателя в серьезности поведения книжных персонажей. Всегда чувствуется какая-то искусственность, нет желания раствориться в истории, став ее частью. Джон Грин развлекает читателя, и только. Причем делает это, ну, второсортно. Грин создает вакуумное пространство для своих героев и играет ими, как кукловод марионетками. И читателю видны все эти ниточки и экзальтированные подергивания, он будто сидит на представлении, окончания которого ждет с нетерпением. Жизнь в книгах Грина не воспринимается настоящей, нашей. Так и остается чем-то чужим и инородным.

Как итог: ради развлечения и отвлечения - читабельно.

Прочитано в рамках игры "Книжное государство"