Больше рецензий

DollakUngallant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 февраля 2017 г. 16:31

268

5

"–Начинаете понимать, что значит летать? – спросил американец.
– За штурвалом самолета ощущаешь себя песчинкой в огромном мире,
но в то же время возникает ощущение, что ты сам управляешь своей судьбой."


Авиаторы часто шутят: «мы все обитатели дна океана», а те, кто летают – счастливчики, которым удается ненадолго оторваться и посмотреть, как там на дне горько.
Между тем освоение воздушного океана воздухоплавателями и летчиками сопровождалось и приятными неожиданностями, в том числе многими географическими открытиями. В основной массе они были конечно меньшего масштаба, чем открытия при освоении морского океана, однако среди них все же есть несколько важнейших находок.
Так, благодаря полетам, удалось значительно уточнить ранее составленные географические карты, в особенности карты труднодоступных мест: линии побережий морей и океанов, горы, срединных частей материков и малоисследованных районов Антарктиды, Южной Америки, Арктики.
В 1947 году американец Девид Бангер в ходе исследования побережья Антарктиды посадил свой гидросамолет на большое озеро в центре впервые обнаруженного им «оазиса» у края ледового континента. На спрятанном под ледяной броней континенте впервые было открыто обширное пространство, свободное от льда и снега, усеянное озерами и скалами, пересекаемое весело журчащими ручьями.
Вновь открытая территория получила название Оазис Бангера.
картинка DollakUngallant
Это открытие в стране «вечных льдов» стало одним из самых важных географических открытий ХХ века.

Водопад «Анхель» в глубине венесуэльской сельвы - это настоящее чудо природы мирового уровня.
картинка DollakUngallant

Приходится удивляться, что вплоть до середины тридцатых годов прошлого столетия человечество об этом водопаде колоссальных размеров не знало ничего.
Колоритная личность, овеянная легендами, летчик «до мозга костей», который мог приземлиться даже «на стол, если с него убрать стаканы», американец Джеймс Кроуфорд Эйнджел 18 ноября 1933 года, совершая разведывательный полет по заданию горнодобывающей компании, обнаружил этот водопад. В дальнейшем он сумел довести до широкой общественности информации об этой жемчужине природы и организовал всевозможные экспедиции к самому высокому в мире водопаду, который получил имя летчика.
Вокруг истории жизни и приключений Джимми Эйнджела построена великолепная книга А. Васкес-Фигероа. Пожалуй, главным достоинством книги является гармоничный сплав увлекательности, ума, романтики и юмора. Не часто в приключенческой книге встретишь такое сочетание.
Меня больше всего порадовали в ней несколько прекрасных высказываний, можно сказать мыслей философского уровня о природе полета, например такая:

"С незапамятных времен падение в пропасть было самым страшным кошмаром для большинства людей, сознающих, что сила притяжения – это единственная сила, с которой бесполезно бороться.
Мечта о полете рождается из давнего желания преодолеть эту силу и этот страх. И какими бы хитрыми ни были создаваемые летательные аппараты, в душе человека все равно гнездится уверенность в том, что рано или поздно всемогущая рука всемирного тяготения вернет отважившегося взлететь в реальность – на землю."


Ровно и достаточно грамотно почти на протяжении книги всей соотносятся выдумка и реальность.
Безусловно, тем, кто хочет прочесть книгу, увлечься, погрузиться в атмосферу романтики и приключений так, что невозможно оторваться до самого конца, обязательно нужно посмотреть этот роман.

Тем, кто любит авиацию, а также пара моментов, где выдумка в книге, пожалуй, перехлестнула через край

Дальше...


Любителям авиации разбор нескольких моментов в книге…
Великолепно описан момент захода на посадку и посадка на вершину тепуи, так и видишь, как это было.
Снижаясь по глиссаде, выводящей самолет прямо в отвесную стену горы, так что если бы он летел дальше по этой траектории, то непременно врезался бы в гору, Джимми – Король неба за несколько метров до стены взял штурвал на себя. Самолет пошел в набор высоты до высоты чуть выше уровня посадочной площадки, резко теряя вертикальную и горизонтальную скорости снижения.
Искусство Джимми-летчика состоялось в умении погасить скорость у самого края чрезвычайно маленькой посадочной площадки, обеспечив тем самым минимально возможный пробег после касания. Погасить скорость так умело, чтобы не «плюхнуться» на край горы, что было бы не многим легче удара в стену, а остаться с запасом небольшой скорости, необходимой на мгновенное выравнивание над площадкой. И тут же коснуться площадки колесами главного шасси, выключить мотор, минимально «пробежать» и остановиться.
Уффф! Совершилась гениальная посадка!
А потом:

"Он спрыгнул на землю, прошел назад и остановился на краю пропасти, разглядывая облака, рождавшиеся у него под ногами.
– Когда-нибудь я расскажу своим внукам, что приземлился на пороге неба…"

И приземлился он на краю неба без реверса и тормозов на этом красавце «Бристоль-Пипер»:
картинка DollakUngallant

На нем же была прекрасная «противобледенительная система», с которой в «ручном режиме» Джимми великолепно справлялся, о чем с юмором пишет автор:

"– На крыльях лед!
– На кой он вам, если у нас нет виски?
...
– Держитесь крепче!
И тут же повернул почти под прямым углом влево и отправил самолет в пике; пассажиру оно показалось бесконечным. Прямо на глазах слой льда, который начал образовываться на крыльях, стал отделяться и даже разлетаться на куски, и самолет словно стряхнул с себя лишний груз."

Маленькая «ложка дегтя». Когда Джимми посадил самолет на песчаный остров на реке, который от дождя затем залило на полметра, и они оказались в «гидроплену»:

«- Это гидросамолет?
- Вовсе нет! – с улыбкой ответил американец. Это всего-навсего мокрый самолет, что не одно и то же».

К сожалению, абсолютно не реальный эпизод, когда летчику удается взлететь с песчаного острова через два часа после ухода воды.
Самолету не взлететь с песчаного покрытия, даже с не просохшего, даже если привязать его веревками, вывести двигатель на взлетный режим, а потом обрубить веревки, как описано в книге…
Самолет слишком тяжел, площадь шин шасси настолько мало, а давление на них настолько велико, твердость же песчаного покрытия не велика настолько насколько требуется, что самолет зароется колесами в песок и скорее сломаются стойки шасси, чем он взлетит.
А такого красавца Джимми купил вскладчину с Диком Карри, чтобы долететь на нем из США в Венесуэлу на поиски золота и алмазов:
картинка DollakUngallant

«Тринадцать тысяч километров по воздуху, не считая того, что придется вести поиски или по ходу дела менять маршрут!

двигатель мощностью в сто двадцать лошадиных сил давал возможность развивать крейсерскую скорость – почти сто пятьдесят километров в час, а вместительный топливный бак несколько лет назад позволил леди Мэри Бейли побить рекорд, поднявшись на высоту больше пяти тысяч метров.
Его аэродинамические, тщательно отполированные деревянные крылья, заостренный нос, изящное, но крепкое и надежное шасси и два просторных посадочных места, оборудованных удобными креслами, делали его в глазах Джимми Эйнджела идеальной машиной для предстоящей операции, поскольку, помимо прочего, он мог приземляться и взлетать в ограниченном пространстве».

Кстати, два ведра золота и алмазов одновременно в одном месторождении даже для людей, далеких от геологии еще один перебор с выдумкой…

Комментарии


Олег, в очередной раз спасибо за очередную классную рецензию!
Это совсем из другой оперы, но мне почему-то хочется, чтобы ты посмотрел старый-престарый фильм "Искатели приключений".
Хотя, наверное, смотрел...


Лена, спасибо за лестную оценку.
Постараюсь посмотреть фильм.
Кстати, хотелось понять почему ты его рекомендуешь?
Чем он зацепил тебя?