Больше рецензий

4 февраля 2017 г. 21:38

140

4.5

В середине 90-ых годов прошлого века, на заре интернетной эры, где-то среди IRC-каналов образуется подпольная субкультура бесплатного обмена файлами: играми, фильмами, журналами, фотографиями, музыкой, порнографией, — почти всем, что подвергается сжатию. Сообщество называло себя «The Warez Scene», или, для краткости, «The Scene». Верхом крутости и элитарности в нём считалась возможность слить материал первым, зачастую ещё до официального релиза. Члены сообщества собирались в непостоянные команды, которые и соревновались между собой в оперативности сливов. Помните .nfo файлы, сопровождавшие некоторые альбомы? Это подписи команд, использовавшиеся для хвастовства датой слива, вербовки новых сообщников и избегания повторных релизов.

В той же середине 90-ых музыкальная индустрия по уши в деньгах: рэп становится трендом, его исполнители размножаются почкованием, продажи CD растут, а тайный сговор «большой пятёрки» лэйблов позволяет при копеечной себестоимости продавать диски за 14+ долларов.

И опять же в середине 90-ых в одном из институтов общества Фраунгофера доблестный инженер Карлхайнц Бранденбург и его команда борются за жизнь нового формата, mp3. Разработанный ими алгоритм позволяет сжимать аудио без ощутимых потерь в 12 раз. Все тесты говорят о техническом превосходстве mp3 над mp2, но комитет по стандартизации MPEG не пропускает технологию.

В итоге, истории разработчиков mp3, самого высокоопалчиваемого менеджера музыкальной индустрии и простого парня из Северной Каролины, работающего на заводе по производству дисков, а свободное время посвящающий подпольному пиратскому сообществу, «Сцене», сплетаются на основе произведённого влияния на музыкальную современность.

«Сцена» сделала mp3 стандартным расширением для своих релизов, распространив его по всем компьютерам, подключённым к сети, а потому производители программного обеспечения вынуждены были считаться с новым форматом и включать его поддержку как одно из главных требований к продукту. Разработанный командой Бранденбурга и распространяемый бесплатно в попытке популяризировать mp3 простейший проигрыватель L3Enc становится основой для первого WinAmp. Таким образом, mp3 — пример технологии вошедшей в повседневность снизу, а не спускаемой как готовое решение компанией-монополистом.

Происходящие технологические изменения вынуждают пересматривать устаревшие понятия об авторском праве и ответственности в сети. Проявлениями таких столкновений на новых, незасеянных законодательством полях можно считать истории сервиса Oink (отрывок опубликовала meduza), системы поиска торрентов The Pirate Bay, нашумевшие многотысячные иски музыкальных гигантов против школьниц с 2-мя альбомами на жёстком диске и прочие-прочие.

Артисты, благодаря доступности музыки в сети, вынуждены больше полагаться на концертную деятельность, менять взаимоотношения со слушателями, предлагая купить их альбом в форме «заплати сколько хочешь», или вообще отказываться от формата альбомов, переходя на бесконечные EP и синглы.

Даже огромные инерционные музыкальные лэйблы вступают в сотрудничество с инновациями и встают на беговую дорожку прогресса, чтобы оставаться в форме, продолжая получать прибыль от продажи музыки: iTunes, Google Music, Яндекс.Музыка тому пример.

Наш мир, аудиофилы, меняется, и забавно знать, что начало этих процессов где-то в трейлере мужика из Северной Каролины, ворующего в промышленном масштабе диски с работы, чтобы накопить себе на тачку со спиннерами.

В общем, это и наша история, — всех, кто хоть раз скачивал альбом с торрента и даже представить не мог, что это может быть преступлением.