Больше рецензий

4 февраля 2017 г. 10:43

494

4

Оценка 4,5
Приятное и прекрасное изложение системы русского язычества, несколько испорченное только гипертрофированным национальным чувством авторов.
Отрадно заметить, что языческая традиция подаётся именно, как традиция, без навязывания и неумеренного восхваления. Признаётся историческая необходимость принятия Русью христианства, правда, авторы при этом не упускают случая посетовать но то, как именно греки распространяли его на Руси. Отмечается и опасность псевдонаучных норманистских построений, рисующих славян рабами и т. д. Но вместе с тем авторы впадают в другую крайность, отрицая вообще роль германских народов в истории Европы или принижая эту роль. Приятно так же, что греческая, индийская, семитские и прочие мифологии признаются, как отдельные феномены, родственные, но не тождественные славянской. Осторожны авторы и в отношении построений Асова и подобных гипотез в стиле Фоменко и Носовского. Язычество, как подчёркивается в книге, пройденный этап, но его духовное наследие так же ценно, как своеобразное детство человечества. Нечего стыдиться своего детства, как и вспоминать о своих корнях, о верованиях, пусть и несколько примитивных, своих предков. Православные греки и католики-итальянцы время от времени, хотя бы в художественной литературе, да вспомнят своих богов: Юпитера, Зевса, Марса, Харона. Так почему же и славянам, в частности восточным, не обращаться к этой национальной сокровищнице?
Но кроме уже указанных, в книге есть и ряд иных недостатков. Очевидна противоречивость материала. Его подача производит впечатление компиляции различных работ. В частности, в разделе о славянских богах совершенно справедливо упоминается, что идея загробного воздаяния в той или иной мере присуща любому религиозному сознанию. Указывается место посмертного наказания несправедливых и лживых, которое помещается под землю. Даже указываются карающие и судящие божества, аналоги Миноса, Эака и Радаманта: Ний, Стрибог. В главе же, непосредственно посвящённой загробному миру славян, вдруг совершенно отрицается существование у русов чего-то, даже отдалённо напоминающего христианский ад или рай, отказывается и в существовании тех самых карающих божеств. Всё это производит впечатление какой-то неясности и создаёт путаницу. Нет чёткого изъяснения, чем именно загробное наказание в славянской мифологии отличалось от сходного явление в христианско-иудаистической. Тем ли, что загробные муки у славян не считались вечными или в чём ещё? Вопрос остаётся открытым. В конце книги приведён целиком заимствованный из источников XIX века материал о свадебных обрядах народов России, причём не только славянских. И название книги предполагает скорее исторический, чем мифологический обзор. Некоторые первоисточники даны в книги без всяких комментариев. Так, приводя чуть ли не целиком текст "Велесовой книги", можно было предварительно рассказать о её истории и значении для славянской и мировой культур. О происхождении памятника не говорится ни слова.
В остальном же, по части различия и сходства древнерусской религии и принятого позднее христианства всё изложено верно. Только некоторые частности сильно смущают. Вера славян объявляется почему-то монотеизмом, а можество богов объхявляется лишь проекциями личности Единого. Но эти проекции для наших предков так же были боги, и сравнивать их культ с культом Девы Марии и святых в христианстве не вполне обосновано. У славян, как и у прочих язычников все: и единый, и его лики - боги, а в христианстве всё же Богом признаётся единственно Иисус Христос. Ни ангелы, ни святые, ни Мария не боги в строгом смысле этого слова. И дело, по-моему, не в одном только слове.
С уважением Валерий.