Больше рецензий

31 января 2017 г. 14:17

122

5 «Шоколад». Джоанн Харрис.

Фильм «Шоколад» с Жюльет Бинош и Джонни Деппом в главных ролях я смотрела довольно давно, но впечатления от него были самые приятные. Поэтому я с удовольствием воспользовалась возможностью прочитать и книгу. Более того, после прочтения книги мне захотелось заново пересмотреть фильм – я часто так делаю, но досмотреть его я так и не смогла! Я, конечно, знала, что книга и фильм отличаются, но не думала, что настолько сильно. Я бы сказала, что фильм снят не по книге, а, что называется, «по мотивам», изложенной в книге истории.
Это как 2 разных, друг с другом не связанных произведения. Очень-очень много отличий: и в возрасте персонажей - в книге дочке главной героини 6 лет, в фильме – все 12, и в их занятиях - аббат Рейно, священнослужитель в фильме трансформируется просто в графа де Рейно, мэра, и во временных рамках: в фильме это конец 50-начало 60-х, в книге аббат Рейно вспоминает пожар, который он устроил в конце 1975 года, книжная Арманда никогда не была владелицей кафе, само кафе называется иначе, мать Виан в книге умирала от рака (но была сбита насмерть нью-йоркским такси), воображаемый друг Анук в книге – заяц, в фильме – кенгуру, и, насколько я помню, в конце фильма Ру остается с Виан и Анук, а в финале книги героиня покидает город, при этом намекается, что Виан беременна от Ру после случайной связи (сам Ру остается с Джозефиной).
Общая линия, тем не менее объединяющая книгу и фильм, это умение главной героини делать из, казалось бы, обыденных вещей волшебство, умение сотворить вокруг себя праздник, чему не мало способствует ее умение делать шоколад и разнообразные сладости. Именно это и выделяет главную героиню из обычной серой массы, даже не ее яркая одежда, бросающаяся в глаза жителям Ланксне, привыкших к серости как в одежде, так и в жизни.
Очень интересно читать про детские скитания Виан с матерью, которая убегала от Черного человека – некоего собирательного персонажа, который становится символом, на мой взгляд, тупого консерватизма и ханжеской морали. Неожиданностью стало смутное подозрение главной героини о том, что, возможно, она была когда-то в глубоком детстве похищена своей матерью у ее настоящих родителей.
На мой сугубо личный взгляд книга по остроте конфликта намного сильнее фильма. Нравственные метания аббата Рейно мне очень напомнили метания архидьякона Собора Парижской Богоматери Клода Фролло из одноименного романа Виктора Гюго. Тоже есть некая сексуальная подоплека в его поведении по отношению к Виан.
Мне очень импонирует главная героиня, я хорошо понимаю, что она чувствует по отношению к своей дочери, понимаю ее внезапные приступы нежности: мне тоже периодически приходит в голову мысль о своей дочке «как я буду без нее жить?», когда она вырастет, к примеру. Только немного обидно за Анук, которая вынуждена переезжать с места на место вслед за своей матерью, терять своих друзе и привычное место обитания – для любого ребенка это большой стресс. В этом плате финал фильма более позитивен. Но я в книге еще остается небольшая надежда на то, что героиня, когда-нибудь перестанет скитаться и найдет место, в котором ей захочется остаться навсегда.
Спасибо, что дочитали до конца!)

Прочитано в рамках игры «Открытая книга».