Больше рецензий

27 января 2017 г. 21:46

86

4 Растворение сознания - это если в двух словах

За несчастные полгода я не только не научилась писать рецензии, но и забыла вообще все, что знала о них. Потому не обессудьте и страдайте со мной дальше. В этот раз повод для страданий "Здесь живу только я " А. Пелевина. Надеюсь я не одна такая, кто не посмотрел на буковки перед фамилией и настраивался на произведение совсем другого рода, ну да ладно, оставим словоблудие и приступим к делу.
Итак, с самого начала нас встречает Петр Смородин - предположительно главный герой,- молодой человек, неврастеник, зато умный и проницательный, живет один, безработный. Все, вроде ничего не забыла. Ах, да, а еще его периодически глючит и он скачет между мирами. Хотя, вернее будет сказать, между двумя реальностями. Одна из них - условно настоящее, другая - где-то 20-30тые года прошлого века, причем реальность основанная на байках в стиле того времени.
Почему я говорю "предположительно", " условно"? Ну так все дело в том, что чем дальше уводит вас повествование, тем сильнее сплетаются реальности. Они множатся, завязываются в узлы, наслаиваются, образуя целый круговорот из образов, описаний и мизансцен.
Но несмотря на подобную свистопляску, читалось творение "нового" Пелевина довольно легко. ( а может это просто мой закаленный подобными выкрутасами в " Это настигнет каждого " мозг отказывался вникать слишком глубоко в происходящее)
Каждая глава начинается с байки-сказки о Гражданской войне, красноармейце Петре, Ленине и, конечно, котиках. ( не знаю, зачем вставила "конечно", но после прочтения если что и осознала, так это важность котиков) Интересно то, что очень точно выдержан стиль подобных баек и передана атмосфера подобных сказок а-ля о Мальчише-Кибальчише.
После байки идет вроде бы как сама история. Вот только о чем она? О том, как Петр пытался обрести себя, придя в таинственный "Музей Пыли"? И судьбе человека и о том, как можно извратить его мироощущение после его смерти? Или о том, как всем "насрать" на остальных? Ведь:

В современном искусстве важно, где насрать, куда насрать и что при этом говорить.

Меня не покидает ощущение, что я так и не поняла, что я, как читатель, должна была вынести с этих страниц. Были избитые истины, были попытки пошутить. А еще, знаете, такое самодовольство снисходительный взгляд сверху вниз по отношению к читателю и персонажем. Последний факт хотя бы объясняется тем, что ничего этого не было. Ни первой реальности, ни второй. Был лишь Юлиан Фейх и котик, жующий желтые тюльпаны. Или Фейха тоже не было? А ведь я даже полезла гуглить наличие подобного поэта! Браво, мистер Пелевин, я сама потерялась в ваших мирах, куда уж там Смородину. Так кто же был главным героем? Более того, не только главным, но и единственным. Образы Смородина, Фейха, Германа, ильич-травы, четырех красноармейцев такие разные и в то же время похожие. Есть что-то общее в их описании и мироощущении что-то. Как будто это просто флуктуации плотности газа, когда одно плавно переходит в другое. Судя по всему Ленинград и есть то самое полотно, из которого и созданы все образы, сотканы все истории. Он представляется мне здесь чем-то вроде замка Фата-Морганы, он и есть единственный герой. Здесь живет только он. Ну и возможно периодически "полезные ему люди".
Ленинград, могущественный город-фантасмагория, тот, кто попадает сюда, больше не существует - дороги назад нет, он растворяется в городе, в его бесконечности и безвременье. Ленинград - город без сердца

Зачем нужно этому городу считать удары своего сердца, если стучать оно будет вечно? Часы нужны тому, кто ждет конца; здесь же не завершения.

Прочитано в рамках Долгой прогулки 2017 с командой "Тараканы",( ну или кто мы там теперь)
Ваш Ленус Необыкновениус