Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

27 января 2017 г. 20:05

2K

5

Некий Йоханнес обольщает некую Корделию и подробно описывает сей процесс в своем дневнике. В самом начале его неназванный друг находит этот дневник и представляет его на суд читателей. Шаг за шагом мы будем следить за похождениями Йоханнеса, своего рода пикапера из 19 века. Шаг за шагом мы будем постигать сложное развитие отношений между соблазнителем и соблазняемой, между охотником и жертвой.

Итак, время действия век девятнадцатый, так называемая "викторианская эпоха", период, когда слова типа "обольщение", "соблазнение", "эротический" в приличном обществе не произносились вслух, а в теории и думать о таких вещах было не комильфо. Однако именно этими, с позволения сказать, терминами текст "Дневника" перенасыщен. Но пусть это не введет вас в заблуждение, эротикой в нашем понимании здесь и не пахнет. Слово "эротический" скорее подменяет собой слово "любовный", все что связано с влюбленностью и флиртом. Цель обольстителя, конечно, ясна, но путь его сложен и извилист. Просто переспать нашего героя не устроит, ему необходимо, чтобы объект (в дальнейшем, дабы избежать двусмысленности, именуемый "девушка") влюбился в него, влюбился без памяти, полностью, и не просто в него, а в его блестящий ум и высокую духовность. С одной стороны, о какой духовности мы можем говорить в случае обольщения? С другой, у Йоханнеса есть своя философская система, позволяющая ему порхать от одной девушки к другой, срывать цветы физического и интеллектуального наслаждения. Интеллектуального прежде всего, ведь стоит ему добиться желаемого, как интерес сразу же угасает, и герой устремляется навстречу новым победам. Из некоторых замечаний автора дневника мы понимаем, что соблазнять и добиваться успеха ему не впервой.

Описывать сам процесс не имеет смысла. Заинтересовавшимся следует прочитать книгу, которая, во-первых, очень небольшая, во-вторых, написана прекрасным языком классических произведений, в-третьих, весьма подробно документирует и действия обольстителя и его мотивы. Остановимся поподробнее на главных героях романа.

Йоханнес, молодой человек, не стесненный в средствах, но без определенного рода занятий, начитанный, с философским складом ума, бродит по улицам Копенгагена в поисках девушки, которую ему бы захотелось соблазнить.

Суть дела не в том, чтобы обольстить девушку, а в том, чтобы найти такую, которую стоит обольщать.

А таких мало, ведь ему подавай идеальную девушку, красивую, из хорошей семьи, умную и, конечно же, девственную. Девственности он посвящает немало абзацев в своем опусе, полагая, что потеряв сей дар природы, девушка вместе с ним теряет и всю свою прелесть. Вообще, взгляды нашего героя очень патриархальны, чего стоит определение женщины как "бытия для другого". Наконец, взгляд его останавливается на Корделии, которая подходит под его высокие стандарты.

Начинается охота, самое настоящее преследование. Знакомство, вхождение в доверие к ней и к ее близким, умелая игра на эмоциях неопытной девушки. С современной точки зрения, Йоханнес разводит непонятную канитель, но если не забывать, что процесс для него гораздо важнее результата, то все становится на свои места. Он наблюдает, он выжидает, он получает удовольствие от каждого изменения ее настроения. Он точно знает, как, когда и что сказать, как посмотреть, что написать в письме. У девушки нет шансов, она напоминает кролика, затаившегося в густой траве в надежде, что охотник его не заметит. Но охотник точно знает, где сидит кролик, когда он вскочит и куда побежит, ведь он подстрелил уже немало кроликов на своем веку, а кролики так предсказуемы.

Почему Йоханнес фокусируется именно на девушках, на девственницах? Не свидетельство ли это его слабости, его неумения выследить и подстрелить дичь похитрее и покрупнее? Ну конечно! Его патриархальная парадигма неминуемо ставит его самого на пьедестал по отношению к жертве. Женщина в полном смысле этого слова, женщина, способная разгадать его намерения и могущая дать реальный отпор или вступить в игру на равных, Йоханнесу не нужна. Такая женщина может обнаружить его несостоятельность как личности и, думаю, как мужчины. Отсюда вечный поиск девственницы, боязнь развитого тела и духа, возможно, боязнь кастрации, если вспомнить дедушку Фрейда.

По этой же причине образ самой Корделии прописан из рук вон плохо. Автор неустанно говорит нам, какая это выдающаяся девушка, как она не похожа на других. Но закройте книгу и попробуйте описать героиню - увы, в ваших руках останется лишь мираж. Кто она, чем живет, о чем думает, чем интересуется? Ничего этого мы о Корделии не узнаем, хоть описывает ее человек, в нее влюбленный. И тогда перед нами встают два варианта. Либо Корделия невероятно тупое и посредственное существо, которое до встречи с Йоханнесом кое-как выучилось читать, писать и ложку мимо рта не проносить, либо автор лжет нам, и внутренний мир объекта его вовсе не интересует. Его привлекает лишь внешность, стан-грудь-чело. Тогда получается, что лжет он нам и своих мотивах, якобы заключающихся в соблазнении выдающейся девушки. Поскольку все указывает нам на то, что секс как таковой тоже его мало привлекает, мало помалу вырисовывается следующая картина: Йоханнес раз за разом начинает эту авантюру с одной только целью - полюбоваться собой. Это себя одного он любит, своим умом наслаждается, в отношениях с Корделией, как в зеркале, он любуется только собой. Текст доказывает нам эту гипотезу: Йоханнес говорит о себе и только о себе. Даже когда он упоминает Корделию, он говорит нам о том, что он испытал, что он сделал, как он на нее посмотрел. Если бы он испытывал к Корделии любые, пусть самые низменные, чувства, он бы говорил о ней. Так пара субъект-объект, Йоханнес-Корделия, превращается в трио: субъект-инструмент-объект, Йоханнес-Корделия-Йоханнес. Все начинается с Йоханнеса и на нем же замыкается.

Роман Кьеркегора очень маленький, но в нем невероятное количество пластов и смыслов. Он вызывает сильные эмоции и в то же время остается загадкой. Для чего и для кого он был написан? А сколько параллелей можно провести! Своего рода бездна, в которую можно вглядываться бесконечно и о которой говорить можно тоже бесконечно...

Видно, пришло время читать Кьеркегора.

В рамках Игры в классики

Комментарии


Очень интересная рецензия! а я об авторе и не слышала даже(


Спасибо
Известный датский философ, у него только один роман, вот этот. Интересная, хоть и мерзкая книжка)


Мерзость вообще частенько интересна)


Причем здесь такая тонкая мерзость, что аж страшно становится


все, уговорила, беру)


Бери, будет интересно обсудить)
Да и книга небольшая, в моей читалке (10 дюймов) всего 140 страниц было)


да у меня ж планов громадье, я пока прочту, ты уже забудешь, что обсудить хотела))


Аналогично)) Но если однажды ты все-таки прочтешь, то приходи))


договорились, лучше поздно, чем никогда)))


Присоединюсь к тебе, Настюш .) Заинтересовала однозначно.) А почему, Катюш, без оценки ?


Кстати, да, оценка хде?))


Не смогла определиться. Первую половину хотела поставить 3, потом разрывалась между 2 и 5. Так и не поставила)


Ну ты просто интригуешь.) Я не помню ни одной книги у себя, чтобы оценка колебалась в таком диапозоне.