Больше рецензий

19 октября 2010 г. 10:01

577

2

Почитайте эту книгу — и сможете с гордостью всем говорить, что проштудировали Руссо.

Роман предваряется каким-то странным лирическим отступлением на тему смерти, которое автор, видимо, хотел сделать философским, но к концу непродолжительного монолога запутался сам и решил, что так даже будет страшнее.

Не знаю, виноват ли автор или переводчик в таком чудесном слоге — скорее всего, постарались оба, но чтение оставляет двойственные ощущения. Как будто человек смотрел дешевый голливудский ужастик и дословно записывал все, что там видел, кто как почесался и поковырял в носу. Отдельные моменты достойны того, чтобы выписать их и филологически медитировать.

Итак, книжка начинается с того, что брат и сестра приезжают положить венок на могилу своего отца. В пути они задержались, поэтому приезжают уже ночью. Находят могилу, кладут венок, собираются домой. Тут братик по имени Джонни (очень надеюсь, что в этом дураке автор не вывел себя) замечает человека, который бредет по кладбищу. Джонни хочет попугать сестру (которая, как будет заметно дальше — тупая блондинка) и кричит: «Смотри, вот живой мертвец!» и — о боже! — это оказывается действительно живой мертвец, какая неожиданность! Трупик медленно подходит к Джонни и устраивает почти кабацкую кладбищенскую драку. Момент драки очень запутанный, поэтому пригодятся мои комментарии относительно распутывания действия.

«Незнакомец без устали бил Джонни по всем частям тела, а тот делал все, что мог, чтобы выстоять. Через несколько минут они с трудом поднялись на ноги, сжимая друг друга в стальных объятиях. Оба сражались из всех сил, но напавший на них мужчина дрался подобно дикому животному – гораздо яростнее и ожесточеннее, чем это делают большинство людей: он безжалостно бил, душил, порой впивался зубами в руки и шею Джонни. В отчаянии Джонни обхватил его тело руками, и они снова повалились на землю».

Отметим небывалую стойкость живого мертвеца, который «без устали» мог бить хилого неудачника Джонни аж несколько минут. Обычный человек на такое неспособен, сразу становится ясно, что перед нами мертвец. Кроме того, он ведь не просто бил его, а бил по всем частям тела! Даже труднодоступным, наверное, очень старательный мертвяшка. Момент про то, что Джонни делал все, чтобы выстоять, я не совсем поняла, потому что он ни фига не стоял, а уже лежал, как говорится в следующем же предложении, использовать же здесь слово «выстоять» в другом значении как-то глуповато… Думаю, это косяк переводчика. Отметим еще раз старательность трупика – «он безжалостно бил, душил, порой впивался зубами в руки и шею Джонни». «Он безжалостно порой впивался» - вообще отлично. Джонни же похож на этакую хлипкую размазню, которого хочешь кусай в шею и руки, хочешь бей, хочешь души – все такое вкусное, труп даже не может что-то одно выбрать. То подушит, то покусает. Джонни в отчаянии.

Далее стоит отметить главную героиню Барбару. Про ее внешность не говорится ничего, но я свято убеждена, что это самая наипергидроленнейшая (ну-ка, произнесите быстро вслух это авторское словообразование) блондинка в мире. Во-первых, она тупая. Во-вторых, она очень тупая. В-третьих, она плаксивая неудачница, которая уже если побежит от убийцы, то из лежащих на столе ножа, пистолета и банана выберет для самозащиты именно банан. В общем, классика.

Итак Джонни убили. «А затем Барбара услышала странные, неприятные звуки. (Нет, это была не песня Аркадия Укупника, как вы могли подумать). Она не могла разглядеть, что именно делает этот маньяк, но звуки были такие, словно кто-то с остервенением разрывал на части мертвое тело Джонни». Барбара, наверное, с самого детства привыкла к звукам разрываемого мертвого тела Джонни, если так просто их узнавала. Впрочем, это немудрено — судя по тому, какой он рохля, его убивали как минимум трижды раз в день.

Барбара убегает от трупика, трупик резво ковыляет за ней. Блондинка забегает в машину, но у нее нет ключей. Трупик, который уже привык к неопределенности своих кровожадных намерений (подуши-покусай-побей), тянется к ней, «стараясь схватить ее за волосы, за руки, за шею — за что угодно». Проявляя чудеса ловкости, Барбара бежит вдаль, по пути, само собой, спотыкаясь и падая несколько раз. Очень интересно, что всю главу автор упорно описывает тяжелое и прерывистое дыхание… трупа. Зачем трупу дышать — непонятно, наверное, тоже для страху. Хотя у меня есть версия, что это кладбищенский сторож заскучал, а живые мертвецы появились уже потом.

Барбара прибегает в какой-то дом, в нем же запирается и дрожит от страха. «Наконец на глаза ей попался ящик со столовым серебром. Выбрав большой нож для мяса…» Нехилый домик-то, да? У них из столового серебра не только обычные ложки-вилки и ножички, но даже гигантский ножа для мяса. Не удивлюсь, если тут же отыщется серебряный топор или золотая шумовка. Тут на горизонте появляется еще один персонаж — Чувак на Грузовике. Он подъезжает к дому, ровно перед домом у него кончается бензин, он выбегает и бросается к блондинке. Барбара тупит, она в ступоре, воображению видно, как по подбородку стекает слюна. «— Ты одна из них? — опять закричал он. — Ты на них похожа!» кричит мужик. И он прав, мозгов у героини ничуть не больше. Наконец, чувак прорывается в дом и догадывается, что даже зомби не может быть таким глупым, чтобы просто стоять и тупить. Этот новый герой — просто американский супермен, двухметровый негр по имени Бен (Ай нид хелп…). Следующие несколько десятков страниц он укрепляет двери и окна, вооружается, убивает чересчур наглых зомби ломиком, лопает хавчик из холодильника. Барбара все это время стоит на пороге и капает слюной.

Странный момент при описании мертвеца. Представьте себе гнусного полуразложившегося трупика в опарышах. «Из глотки твари исходило страшное зловоние…» То есть, все остальные его гниющие части пахли вполне пристойно, а виною всему был только кариес и несварение чужих мозгов?

«Отвратительные создания подходили все ближе, протягивая к дому свои гниющие руки с растопыренными пальцами в желании схватить и разорвать Бена на части. Он нахмурился и порылся в нагрудном кармане». Да, именно так – все настоящие мужики в такие моменты хмурятся и роются в нагрудном кармане. Даже не просто «роются», тут действие как-то робко доведено до конца «порылся», как будто почесался или чихнул. Барбара, не поверите, все еще тупит на пороге. Бен начинает что-то подозревать: «Встретив ее взгляд, он с горечью отметил пустое и бессмысленное выражение, застывшее на лице».

Еще один странный момент — когда Бен находит ящик с инструментами. «Вывалив содержимое на пол, Бен радостно подпрыгнул и издал победный крик». То есть, суровый двухметровый негр нашел молоток и начал скакать и кричат: «Вииии! Эпик вин! Та-дам!» Не верю.

Вторая глава заканчивается тем, что Барбара выходит из ступора и начинает ныть, что Джонни еще можно спасти. Ее не смущает тот факт, что мертвяк (или кладбищенский сторож-маньяк) изгрыз ему лицо и разорвал плоть, как мы помним, такие неурядицы случаются со слабаком Джонни регулярно. Блондинка так ноет и беснуется, что Бену приходится вырубить ее мощным апперкотом. Лично я бы на этом месте книгу и закончила. Но нет, скоро блондинка приходит в себя и продолжает тупить — сидеть и молчать, хотя Бену нужна помощь. Он же ходит по дому, забивает окна, выкидывает труп бабушки и внучка, находит винтовку (хороши же бабушка с внучком). Тут Барбару опять колбасит: «…диким исступленным криком Барбара отчаянно пыталась стереть из памяти весь этот невероятный кошмар. (Это как же надо кричать, чтобы память отшибло.. Действенный метод). Она в ужасе бросилась через комнату и всем телом с силой ударилась о входную дверь (Но и это не помогло забыть, хотя выглядело прикольно)».

Тут из подвала выходят еще два чувака — Том и Гарри. Гарри зовет всех в подвал, Бен спорит, неужто он зря все укреплял. Мертвяки скребутся в двери, Барбара тупит, в Багдаде все спокойно. Мертвяки ужасны — «к Бену тянулись две руки — посеревшие, со следами гниения на мертвой коже — они скребли доски, вытягивались, пытаясь его схватить. А позади этих рук виднелось безобразное, нечеловеческое лицо». Вот это ужас так ужас – труп с руками из лица… Из подвала поднимается некая Джуди — девушка Тома. «Она оказалась довольно хорошенькой блондинкой, и Бен подумал, что вскоре она, по всей видимости, станет для них такой же проблемой, как и Барбара». Прямо блондинконенавистник он… Все смотрят телевизор, по которому очень вовремя говорят, как надо убивать мертвецов. И тут — о боже, какая везучесть! — совершенно случайно на заднем дворе оказывается бензонасос (заботливые бабушка с внучком, вечная память вам), не менее случайно под носом у этой разношерстной толпы висит ключ, на котором написано « От бензоколонки» и не менее случайно негр Бен умеет делать взрывные снаряды из пол-литровых банок и керосина. Вот повезло, так повезло… Кроме того, всезнающий телик говорит, что заразиться зомбячеством можно и через царапину, все смотрят на раненого ребенка, но тупят. Начинается великое продирание к бензину. Стиль переводчика развертывается во всей красе: «Бен ткнул в лицо мертвеца факелом, тот вспыхнул ярким пламене и стал издыхать, обхватив голову руками». Бедный факел… К сожалению, эти товарищи — катастрофические неудачники, поэтому они случайно поджигают собственную машину, и она взрывается, разорвав на куски Тома и Джуди. Па-пам!

Зомби бросаются к свежеприготовленному шашлыку. Над этим описанием я буквально рыдала от умиления — просто без комментариев, наслаждайтесь: «Том и Джуди не могли закричать, когда сочащиеся гнойной слизью провалы почерневших мертвых ртов высасывают им мозг. Твари неуклюже дрались друг с другом за обладание еще теплыми человеческими органами. У самых разложившихся мертвецов только что проглоченная пища тут же вываливалась через дыры в прогнивших желудках, и они снова с жадностью набрасывались на нее». Просто вечный двигатель какой-то…

Выключается свет, народ бежит в подвал — все, кроме Бена В подвале раненая девочка превращается в зомбика, потихоньку кушает папу, а когда мама замечает пропажу папы — втыкает в нее садовую лопатку. Эх, дети-дети, маленькие спиногрызики…

Барбара бросается в гущу мертвецов с криками. Ее едят. Тут на сцену выходит новый персонаж — непобедимый шериф с невыговариваемым именем, кто-то вроде Чака Норриса, убивает зомбяков ударом ноги с разворота. С ним целая группа вооруженных людей, которые зачищают зомбяков. И тут — кульминация — они случайно с зомбяками убивают и Бена, который выглянул в окошко. Хэппи энд! Какая книга!

Заметки о читаемом в телеграме

Комментарии


Классный комментарий! Очень посмеялась))))
Один вопрос что заставило вас выбрать для чтения эту книгу?)))


Она просто вдруг выпала из кучи старых книжек, которые валялись у бати в гараже. Случай)


Коммент шикарный! Книгу не читала, но смеялась долго. ))))))) Понятно откуда Ромеро слизал сюжет для своих ужастиков.


Ну, дык, по этому и сняты самые первые зомбофильмы. Фееричная книжка.


Класс!!! Спасибо, посмеялись!


Спасибо. Я тоже смеялась, когда читала =)


Давно я так не смеялась, тем более читая чью-то рецензию. Во многом с ней согласна, особенно с тем, что касается языка и стиля изложения.
Кстати, что касается фразы

человек смотрел дешевый голливудский ужастик и дословно записывал все, что там видел



то вероятно, именно так все и было, так как книга является новелизацией фильма Ромеро, в котором Руссо был соавтором сценария. В вики можно посмотреть сюжет фильма - книга ни на йоту от него не отступает.

А вот что касается персонажей, то их поведение мне кажется если не естественным, то по крайней мере объяснимым. Это в нынешних фильмах удивление и непонимание героев по поводу появления зомби выглядит странным - это в наш-то век, когда каждый школьник знает, что живым мертвецам нужно стрелять строго в голову, иначе никак! А в то время традиции зомби-хорроров только зарождались, и основоположниками их многие считают именно Ромеро-Руссо.
И с этой точки зрения поведение Барбары, как это не удивительно, не вызывает нареканий. Персонаж сам по себе меня бесит - это да: я до конца книги ждала, когда же у неё наконец проснется этот самый инстинкт выживания! Но если предположить, что случившееся с Барбарой субъективно было пережито ею как психическая травма, то все её поведение очень напоминает возникшее на фоне этого расстройство психотического типа или реактивный психоз.

Просто интереса ради выдержка из мед. энциклопедии.
Острые (шоковые) реактивные психозы (психогенный шок) возникают под влиянием внезапной сверхсильной психической травмы, представляющей угрозу существованию (например, внезапное нападение преступников, землетрясение, наводнение, пожар), или связанной с неожиданным известием о невосполнимой потере наиболее значимых для личности ценностей (смерть близкого, утрата имущества, арест и др.) Они протекают в гипокинетической и гиперкинетической форме. При гипокинетической форме внезапно развивается ступорозное состояние; больной как бы цепенеет от ужаса, он не в силах сделать ни одного движения, произнести ни одного слова. Гиперкинетическая форма характеризуется внезапным появлением хаотического двигательного возбуждения. В некоторых случаях наблюдается смена гиперкинетической формы гипокинетической. Обе формы сопровождаются сумеречным помраченением сознания(психопатологическое расстройство, характеризующееся внезапной и кратковременной утратой ясности сознания с полной отрешенностью от окружающего или с его отрывочным и искаженным восприятием при сохранении привычных действий), полной или частичной амнезией, вегетативными расстройствами... продолжаются в течение нескольких минут или часов.

А теперь возвращаясь к Барбаре. Можно ли считать её травму сверхсильной? Есть угроза жизни? Безусловно! Потеря наиболее значимых для неё ценностей? Еще бы! Мало того, что на глазах у девушки погиб её брат ( не просто погиб, а, напомню, был убит страшным и жестоким образом), так вокруг творятся невообразимые, невозможные вещи! Прочие герои так или иначе успели свыкнуться с миром, в котором мертвые разгуливают по миру живых; и мы не знаем, как они переживали это, но Барбара - персонаж, который встречается с ужасом вместе с читателем и, в отличии от него, она видит происходящее в живую, а не через экран телевизора или среди книжных строк. И если какое-то время у девушки еще получается держаться себя в руках, то к появлению Бена утрачивает ясность сознания и до конца произведения так и не приходит толком в себя.

Ой... нехилый такой вышел комментарий. Прямо "слово в защиты Барбары")
P.S. Тоже изрядно позабавило тяжелое дыхание трупа, который преследовал Барбару)


прочитал пока только две главы, и думаю на них и закончить, раз уж дальше все продолжится в таком же духе. Повелся на пафосные слова о "классике хомби-хоррора". Для того что бы испугаться нужно как-то сопереживать героям, но сопереживать этим картонкам никак не получается. Ни Барбаре которая спокойно смотрит как убивают ее брата. Ни ее антиподу, двухметровому красавцу Бену, который с легкостью может расправится с парочокой зомби голыми руками, всегда моментально принимает верные решения, и не дает воли емоции, всегда заглядывая барбаре в глаза, говоря с ней спокойно ,с пониманием и сопереживанием. По-моему он вобще сбежал сюда из какого-то женского любовного романа. Двум другим героям, которые будут взорваны машиной, (хотя машине в пожаре не взрываются,а просто на пару секунд вспыхивают, опять штамп) тоже наверное сопереживать не получиться.