Больше рецензий

Low_Whisper

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 января 2017 г. 11:01

2K

5

– Ты знаешь, кто мы? – беззвучно спросил один.
– Да, гауграф. Вы судьи Верховного трибунала «ФЕМЕ».
– Ты знаешь, кто уполномочил нас?
– Да, гауграф. Вас наделили беспредельными правами властители мира.
– Ты знаешь, что мы храним?
– Да, гауграф, вы храните Истину и караете праздномыслов, суесловов и еретиков.
– Ты знаешь символы трибунала «ФЕМЕ»?
– Да, гауграф. Штрих, шиайн, грюне грас – «петля и камень на могиле, заросшей зеленой травой».
– Значит, тебе известен приговор «ФЕМЕ»?
– Да, гауграф. Суд «ФЕМЕ» выносит один приговор – смерть


Фемгерихты, тайные суды, или просто феме. Судопроизводство отличалось своей жестокостью, эффективностью, окружавшей эти суды тайной. Заслушав обвинения представителей обвинения и защиты, гауграф оглашал приговор, сидя за столом, на котором лежали символы феме – обнаженный меч и петля, из прутьев ивы.
Если подсудимого признавали невиновным, он мог идти восвояси, поклявшись все сохранить в тайне.
Если вина была доказана, то в зависимости от тяжести, фемгерихт мог приговорить к штрафу, изгнанию из общины, к смерти.
В последнем случае осужденного объявляли фембаром, т.е. подлежавшим наказанию со стороны феме. В его отношении вступил в силу принцип, зашифрованный в буквах SSGG – Strick Stein Gras Grun – Петля и камень в зеленой траве.

Я бы назвала эту книгу душной, даже, пожалуй, удушающей. Тяжёлое чтение, для осуществления которого время от времени хочется вынырнуть на поверхность ради глотка свежего воздуха.
70-е годы. Несмотря на смерть Сталина много лет назад, репрессии за свободомыслие, несогласие с властью, за принадлежность к еврейской национальности продолжаются. Главные герои, от лица которых ведётся повествование, представители советской интеллигенции: молодой спивающийся писатель Алексей Епанчин, и его любимая девушка Суламифь, умница, красавица и ... еврейка. Алексей берётся за расследование давнего загадочного убийства отца Улы и знаменитого еврейского деятеля Соломона Михоэлса. Естественно, об этом становится известно компетентный органам, в результате чего Алексей и Ула будут наказаны.
У меня двойственное впечатление оставила книга.
С одной стороны, в книге явно прослеживается русско-еврейская тематика. Причем национальности показаны достаточно однобоко. Все евреи в книге это интеллигентные люди, ущемляемые в правах советской властью, терпящие унижения и нищету за свою принадлежность к еврейскому народу. При этом каждый еврей несёт крест, никак не легче, чем крест сына божьего. Евреи, которым хорошо живётся при советской власти, все сплошь стукачи и предатели еврейского народа. А русские- это подхалимы, предатели, алкоголики, проститутки, и главная цель любого русского - вредить евреям.
Вытекает соответствующий вопрос: братья Вайнеры, которые неплохо жили при советской власти, будучи евреями, тоже предатели своего народа?
Вообще национальный вопрос при своей однобокости показан так выпукло, что не заметить явной предвзятости авторов просто нельзя. Я не знаю, как было на самом деле. Но я убеждена, что нравственные и моральные характеристики не зависят от национальности. В любой нации есть "хорошие" и "плохие" люди, так что выделить, какой народ хороший, а какой плохой просто нельзя.
С другой стороны, удивительно образный, яркий, колоритный язык. Текст наполнен интересными метафорами, точными и красивыми эпитетами. Необыкновенный язык. Настолько необыкновенный, что порой читать и воспринимать текст очень тяжело. Пока продерёшься через нагромождения образностей и ассоциаций, теряешь нить смысла. Но как этот язык передаёт атмосферу времени, по мнению Вайнеров: атмосферу лицемерия, подхалимства, лжи, антисемитизма, репрессий в отношении несогласных, дефицита, железного занавеса.
Персонажи прописаны очень ярко. Каждого авторы наделили оригинальным неповторимым характером и соответствующей ему внешностью.

В общем, это потрясающая по своей атмосферности книга. Тяжёлая, путанная, удушающая. И если бы не выпукло однобоко показанный еврейский вопрос, я бы назвала это даже гениальным.